«Мы
Каждый второй работодатель просматривает аккаунты потенциальных сотрудников. Открывать ли новый профиль перед устройством на работу или сменить фотографию в старом? Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций компании HeadHunter Ксения Степанова — о правильной стратегии в соцсетях.

«Каждый второй работодатель проверяет аккаунты в соцсетях»

— Стали ли работодатели в последний год-полтора больше интересоваться соцсетями своих соискателей? Если да, то с чем это связано?

— Сложно точно назвать год, когда это стало более популярным явлением, но началось это с развитием вообще всех соцсетей.

Я бы сказала, за последние года три года, с учетом ковида и прочих событий, которые за ним последовали, началась эпоха большей удаленки, мы стали дистанционно изучать поступающих к нам сотрудников. А как их изучить иначе, чем через соцсети? Так что да, они сейчас в большом приоритете.

Сбор сведений с последнего места работы и проверка наличия судимости, как и год назад, являются самыми популярными способами проверки кандидатов, к которым прибегают работодатели (76% и 61% представителей компаний соответственно).

Каждый второй (50%) работодатель отмечает, что проверяет аккаунты в социальных сетях, 46% сверяют подлинность документов и 44% изучают финансовое положение компаний. А вот детектор лжи используют только 6% компаний.

— Как я должна выглядеть в соцсетях, чтобы понравиться?

— У каждого работодателя свои требования, но больше всего обращают внимание, естественно, на сам факт активности в социальных сетях. Если мы нанимаем человека, например, в SMM-маркетинг, то нам нужен профиль активного человека, мы смотрим, куда он ходит, с кем он общается:

  • кто отметил вас на фотографии,
  • кого отметили вы, 
  • какие мероприятия вы посещаете, как часто. 

Ваш так называемый нетворкинг виден в социальной сети, как на ладони.

Если вы устраиваетесь в государственные учреждения, то сотрудники отдела кадров будут обращать внимание на следующие моменты:

  • стиль письма и то, как человек выражается, 
  • не выкладывает ли он фотографии с алкоголем или в каком-то неподобающем виде. 

Все-таки имидж сотрудника влияет на публичное восприятие компании в целом. 

В госкомпании больше строгих требований к социализации, нежели, скажем, в ИТ-компаниях. Может сыграть роль то, что вы говорите о религии или о политике. Где-то это может быть вообще табуировано, и на это обратят внимание специалисты по GR. Но, думаю, те, кто привык громко высказываться, не хотят работать в подобных структурах.

Если компания предполагает совершенно другой образ жизни, то стоит задуматься, стоит ли вам себя под нее перестраивать. Рано или поздно покажется ваше настоящее лицо, потому что постоянно ломать себя невозможно.

«Отказали в работе из-за соцсетей»

— Могут где-то запрещать иметь профиль? Или, скажем, запретить иметь профиль в определенной сети?

— Вряд ли. Этого даже законом регламентировать невозможно. Можно не афишировать свой профиль в определенной сети, и часто работодатель в госструктуре об этом и не узнает, не у всех работает VPN. А если вы устраиваетесь на работу в международную компанию, то там, наоборот, будут обращать внимание на ваше присутствие в этих иностранных сетях.

— Зачем нужны соцсети, если можно обратиться к предыдущему работодателю? 

— У современного рекрутера довольно большой набор инструментов. Сначала он читает резюме, на собеседовании проверяет hard skills и soft skills, смотрит соцсети и, наконец, может обратиться к бывшему работодателю. Это распространенная практика, мы часто оставляем контакты тех, кто нас может порекомендовать.  

В итоге рекрутер выводит некую общую оценку, и, естественно, социальные сети в этом играют не последнюю роль.

Наши собственные исследования показывают, что в 46% компаний осуществляют проверки выборочно, а в 22% компаний такую проверку проводят для любого кандидата на любую позицию.

Но если речь идет о руководящих постах, то резюме соискателя обязательно попадет в службу безопасности компании, и они будут очень тщательно проверять профиль кандидата.

— В вашей практике бывали случаи, когда из-за имиджа человека в соцсетях его не взяли на работу? 

— Я о таком не слышала, но это очень непубличная информация. Соискателю могут только поверхностно сообщить, какие факторы повлияли на решение, но вряд ли признают, что решающую роль сыграли соцсети.  

«Превращайте свой профиль в личный бренд» 

— Может быть, проще целиком закрыть профиль? 

— Это может сделать человек, который вообще не собирается работать в публичном поле. У синих воротничков, скорее всего, личный профиль даже проверять не будут.

Но если все-таки мы говорим о городах-миллионниках, о больших компаниях, то там лучше всего делать свой профиль открытым и интересным, за счет этого ваша ценность на рынке растет. Если мы перестанем показывать свою проактивность — куда мы ходим, где мы учимся — то для внешнего наблюдателя это будет означать, что у нас наступила профессиональная стагнация. В конце концов, это отразится на деньгах.

Если вы хотите профессионально и карьерно развиваться, то лучше открывать профиль и превращать его в некий личный бренд. 

— Потенциальный соискатель должен все время иметь в виду, как на его соцсети посмотрит работодатель. Но ведь верно и обратное: я могу изучить профиль моего будущего начальника, кое-что из него узнать и сыграть на этом? 

— Так и надо. Я вообще рекомендую всем соискателям предварительно знакомиться с компанией, в которую вы хотите пойти, посмотреть интервью с СЕО, узнать, кто вас будет интервьюировать, и посмотреть их профиль. Это даст вам преимущество.

Мы на собеседовании хотим понравиться, хотим, чтобы нас оценили. Когда вы общаетесь с человеком, с которым у вас общие интересы, становится гораздо интереснее и проще разговаривать.

— А если у человека два открытых профиля, это поможет или навредит? 

— За последние 2–3 года есть тенденция дублирования профилей. Сегодня человек, занимая, например, должность маркетолога, попутно имеет еще и собственное небольшое производство для души и развивает его. Кто-то на досуге печет пряники, кто-то шьет сумки — да что угодно. И в таком случае логично иметь два профиля. 

Даже на нашем сайте можно оставлять два или три резюме. Они по-разному составлены, в зависимости от того, какого работодателя вы рассматриваете. Вы можете быть по базовому образованию одним человеком, по профессиональным навыкам другим, а обучаться еще чему-то третьему. Это позволяет вам рассчитывать на место в пиаре и в маркетинге, либо стать инженером по java-скрипту или база-аналитиком. Почему не создать тогда двойной профиль? Он повысит вашу привлекательность на рынке.

«Думскроллинг мешает работать»

— А если человеку некомфортно, что его профиль изучает сотрудник отдела кадров. Может быть, просто удалить страницу перед собеседованием? 

— След в интернете все равно остается. Кто-то успел заскринить то, что вы не хотите показывать. Но если у вас на профиле стоит фото с кальяном, то мы рекомендуем ее поменять. И убрать, возможно, какие-то перепосты. 

Соцсети хороши тем, что ты всегда сам можешь решить, как ты будешь выглядеть. Это сфера твоей свободы и ответственности, то, что ты хочешь сообщить о себе миру.

Может быть, вы вовсе и не хотите быть успешными — и тогда у вас будет соответствующий профиль.

Многие современные ребята, кстати, вообще не присутствуют в социальных сетях. Это тоже очень интересный феномен, потому что, когда мне соискатель говорит, что у него нет социальных сетей, я думаю: «Ого, как же ты смог сохранить в современном мире такую цифровую нетронутость?»

Лично для меня, например, это было бы невозможно. Я получаю в сетях много полезной информации, многое на них завязано по работе. 

— Человек без соцсетей вызывает подозрения? 

— Ну, если это Виктор Пелевин, то нет (смеется). У него это часть имиджа, этим он знаменит и интересен. Он такой один. 

Хотя со временем здесь кое-что может измениться. Только что мы провели исследование, которое изучало связь эмоционального и профессионального выгорания с социально-политическими событиями. 34% опрошенных сказали, что новости — вторая по значимости причина стресса на работе. Не исключено, что со временем люди будут меньше листать соцсети и читать новости, потому что они создают негативный информационный фон, который сильно влияет на настроение. Это такая своеобразная самозащита. Думскроллинг мешает работать.

Иллюстрации: нейросеть Midjourney

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.