Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил
Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, братья и сестры! Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил. И это – единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и печаль нашего номинального христианства.
Только когда мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту новую жизнь, от которой мы так легко отходим, изменяя ей. Увидать и, покаявшись, вернуться к ней.
Как можно любить и желать чего-то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Единственный вход в это Царство, приобщение к новой жизни, с самого начала и до сих пор – это церковное богослужение.
Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Коринф. 2:9). Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, её сердце, её вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова. Дается предвкушение Вечной Радости, ожидающей нас, Славы и Победы, невидимо уже наполняющих всю Вселенную. Смерти нет! И все церковное богослужение построено вокруг Пасхи. Литургический годовой круг, последовательность праздников и постов, становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу, который, в то же время, есть и начало. К концу всего старого, к началу новой жизни. Постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.
Однако, старую жизнь греха, мелочность не так-то легко побороть и изменить. Евангелие ожидает и требует от человека усилия, к которому, в настоящем своем состоянии, он совершенно не способен. Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей. Даже апостолы, когда слышали учение своего Наставника, в недоумении спросили Его: «Как это возможно»?
На самом деле, как трудно отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изыскания средств для обеспеченного существования, удовольствий – всего, что так далеко от цели, от совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путем. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Как можем мы, без помощи Церкви, решиться на этот страшный выбор? Как можем мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое Церковь каждый год дает нам в день Пасхи?
И вот для этого нужен Пост. Это – рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого, ветхого в нас, как вступление в новую жизнь.
В первые века христианства главной задачей Поста было приготовление оглашенных, то есть, новообращенных христиан, к крещению, которое совершалось во время Пасхальной литургии. Но даже когда Церковь редко крестит взрослых, и само ее учреждение оглашенных больше не существует, главное значение Поста остается тем же, потому что, хотя мы и крещены, мы постоянно теряем и изменяем именно тому, что мы получили при крещении. Вот почему Пасха есть ежегодное возвращение к нашему собственному крещению, тогда как Пост готовит нас к этому возвращению, постепенному и постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, к конечному переходу в новую жизнь во Христе. Богослужения Великого Поста до сих пор сохраняют свою отличительную черту поучения, как бы приготовления к крещению. Но это не археологические остатки прошлого, но что-то действительное и существенное для нас, потому что Пост и Пасха являются каждый год для нас новым открытием и приобретением того, что было дано нам при нашем собственном умирании и воскрешении при Святом Крещении.
Путешествие, поломничество… Однако, как только мы вступаем в светлую печаль Поста, мы видим далеко, далеко впереди, конец пути. Этот конец пути – его цель, радость Пасхи, вход в сияние славы Царства Небесного. И то, что мы видим издалека, это предвкушение Пасхи, освещает постную печаль, превращает её в духовную весну. Ночь может быть долга и темна, но во всё время пути таинственный и сияющий свет зари освещает горизонт.
«Не лиши нас упования нашего, надежды нашей, Человеколюбче».
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.