“Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят "от мира, плоти, и диавола". Внимайте себе”. Проповедь протоиерея Павла Адельгейма во вторник 1-й седмицы Великого поста.

Великий канон

По милости Божией, братие, мы провели уже второй день поста. Вчера мы беседовали о первом делании покаяния — о воздержании. Сегодня заду­маемся о втором делании — трезвении. Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: «бодрствуйте«. Господь много раз повторяет эту запо­ведь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в прит­чах. И поясняет это слово.  «Да будут чресла ваша препоясаны и светильники горящи » (Лк. 12, 35).  «Бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально.

Какой же смысл имеет эта заповедь?

Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. И он не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца.  Если человек живёт внимательно – внимает себе – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысл проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия.

Задача покаяния — обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова: «Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в землю». Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят «от мира, плоти, и диавола». Внимайте себе.  «Стойте в вере, будьте мужественны». Трезвитесь. «Бодрствуйте!» — заповедует Господь наш Иисус Христос. Аминь.

22 марта 1988 г.

Почему мы нуждаемся в покаянии

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» (Покаянный тропарь), – молится Церковь кающихся. Мы собрались принести Богу своё покаяние. Для этого оно должно родиться в нашем сердце. Мы не можем принести Богу то, чего не имеем. Слова Покаянного канона св. Андрея Критского стучатся в наше сердце, чтобы пробудить его к покаянию.

Почему мы нуждаемся в покаянии? Церковная песнь объясняет: «Окаянный, трепещу страшного дня суднаго» (Покаянный тропарь). Мы нуждаемся в покаянии, потому что мы – «окаянные». Это слово означает – «уподобившийся Каину» или «нераскаянный». Оно происходит от имени «Каин».

Два сына родились у Адама и Евы. Каин был первенцем, рождённым от женщины на земле. Зависть к брату проникла в его сердце. Бог предостерёг Каина: «Грех влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Каин не услышал предостережения. Зависть овладела его сердцем. Он позвал брата своего Авеля в поле и убил. Бог спросил Каина:

— Где Авель, брат твой?

— Не знаю, — ответил Каин, — разве я сторож брату моему?

— Что ты сделал? – сказал Бог. — Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не будет давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…

И пошёл Каин от лица Господня. (См. Быт. 4. 1-16.)

Грех разлучил Каина с Богом потому, что в сердце Каина не родилось покаяние. Он остался нераскаянным. Церковная песнь называет «Окаянным» каждого грешника, ибо грех уподобляет его не покаявшемуся Каину. Иногда говорят: «не согрешишь – не покаешься». Это ошибочная мысль. Грех не рождает покаяние. Греческое слово «метанойя» означает «перемену» образа мыслей и образа жизни. Покаяние означает разрыв с грехом. «Печаль по Боге неизменно соделывает покаяние во спасение, а печаль по миру соделывает смерть» (2. Кор. 7. 10.), — говорит апостол Павел. Покаяние рождается не от греха, а от печали об утраченном образе Божием, от желания возродить в себе этот образ. Покаянием мы называем обновление и возрождение Человека, вернувшегося к Богу. Возвращение возможно, потому что Бог – наш небесный Отец. Изо дня в день Он ожидает возвращения своего блудного сына, чтобы отворить ему двери отчего дома и принять в Свои объятия. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Аминь.

«Объятья Отчи отверзти ми потщися» (Русский текст: «Объятия отеческие открыть мне поспеши». — Седален по 3-й песне в Неделю о блудном сыне).

16 февраля 2010 г.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: