«На подготовку к ЕГЭ мы потратили столько же, сколько за год в МГУ». Родители — о платном обучении
«Знала, что дочь не сможет поступить на бюджет». «Привела сына в банк и сказала, чтобы взял образовательный кредит». «Дочь поступила в несколько вузов, но хотела учиться в том, куда не прошла». Родители рассказали «Правмиру» о том, почему выбрали платное образование для своих детей и сколько на это потратили.

«Привела сына в банк и убедила взять образовательный кредит»

Лариса, сын учится на социальном факультете МГУ, оплатила 400 000 рублей за два семестра:

— Мой сын окончил третий курс социального факультета МГУ. Поступление туда не было его сознательным выбором. В разговоре знакомый упомянул, мол, ДВИ хорошо пусть сдаст и можно на платное зачислиться, бюджетные места по числу ограничены, а платные — нет. Берут всех. Честно говоря, это вызвало у меня некоторое недоумение (с 2025 года вузы больше не смогут самостоятельно увеличивать количество платных мест. — Примеч. ред.). 

В вопросе поступления сына у меня не было выбора. Я была уверена, что либо мой ребенок бесплатно будет учиться в «заборо-литейном», либо за деньги в приличном вузе. Баллов ЕГЭ было мало. Мне казалось, что никакой институт ребенка не возьмет. Я заранее понимала, что придется платить за обучение. Вопрос был один — сколько. Цены везде разные. Где-то копейки, а где-то 900 тысяч за год. В МГИМО, если не ошибаюсь, доходило до 1,2 миллиона в год.

В итоге мы выбрали МГУ. Конечно, я хотела, чтобы ребенок пошел по моим стопам и окончил факультет международных отношений. Но ни баллов туда не хватало, ни 800 тысяч платить я была не готова. 

Мы выбрали социальный факультет МГУ. Сын неожиданно удачно сдал ДВИ. Это был абсолютный сюрприз. На бюджет, понятное дело, не прошел, а на платную форму — спокойно. У меня в целом есть привычка к накопительству. Я не из тех, кто тратит в ноль всю зарплату. У меня всегда есть подушка на черный день. И для МГУ тоже был свой неприкосновенный запас. 

Заплатила за семестр 200 тысяч рублей. Потом пришел квартальный бонус, заплатила за второй. А потом, не помню откуда, узнала про образовательный кредит под 3% годовых. Пришла в банк: «Ребята, серьезно…?» Они такие: «Да, все так». Я говорю: «Серега, срочно собираемся, погнали в банк». 

Вопрос, брать или не брать кредит, мы даже не обсуждали. У него были некоторые сомнения, конечно: «Мам, это же бремя. Еще какие-то деньги за обслуживание платить…?» Я объяснила, что ничего страшного в этом нет. 500 рублей в месяц всегда найдем. На оплату кредита дают еще 15 лет. «Не справишься, помогу, конечно. Я твой гарант и с кредитом не брошу», — сказала я сыну. Но вариант «не справишься» я даже не рассматриваю, не только потому, что условия кредита хорошие, а потому что сын — парень ленивый, но не дурак и не может такого быть, чтобы за 15 лет два миллиона не заработал. 

Кредит висит на ребенке второй год. Не могу сказать, что это сильно повышает его ответственность. Думаю, образовательный кредит — это больше возможность получить высшее образование. К тому же считаю экономически нецелесообразным оплачивать обучение деньгами, если кредит всего под 3% годовых. Мне выгоднее положить эти несчастные 400 000 рублей на депозит под 20%, чем отдавать их вузу. При нашем уровне инфляции стоимость денег будет существенно ниже. То есть покрыть этот кредит намного легче, чем сейчас из кармана достать 200 тысяч. Одним словом, платить живыми деньгами очень невыгодно. 

Я не то чтобы горжусь, что сын учится в МГУ, но мне приятно. Я прекрасно понимаю: для того, чтобы попасть на бюджет, особенно сейчас, когда бюджетных мест мало, нужны какие-то невероятные способности. И это я держу в своей голове. 

«К пятому курсу дочь перевелась на бюджет»

Гаянэ, мама троих детей, дочь учится на лечебном факультете РНИМУ им. Н.И. Пирогова, от 390 000 до 450 000 за год:

— Мы рассчитывали, что дочь поступит на бюджет. Уровень знаний был высокий, их было достаточно, чтобы спокойно поступить в мед. Однако мы допускали, что в случае чего поддержим ребенка финансово. 

В нашей семье много медиков, медициной дочь интересовалась с детства. К старшим классам интерес настолько окреп, что она специально перевелась в медицинский класс в другую школу. Правда, с олимпиадами спохватились поздно. Без специальной подготовки участвовать в них бессмысленно, а подготовка — это серьезная интеллектуальная, физическая, главное, психологическая нагрузка. Сделали ставку на ЕГЭ. 

В 11-м классе дочка участвовала в научно-практической конференции «Инженеры будущего». Стала победителем со своим проектом. Это добавило ей к общей сумме ЕГЭ еще семь баллов.

Вообще, баллов ЕГЭ оказалось достаточно, чтобы поступить на бюджет. Она проходила сразу в несколько медицинских вузов на несколько факультетов. 

Но дочка хотела учиться только на лечебном факультете Второго меда, который давно выбрала. Про обучение в других городах не думала, целевое не рассматривала. Бюджетных мест на лечебном деле, как нам казалось, было достаточно. Мы были уверены, у дочери все получится. 

Когда стало понятно, что не хватает четырех баллов для бюджета, оперативно приняли решение обучаться платно. Конечно, если бы у нас не было никаких финансовых возможностей, скорее всего, мы сделали бы ставку на целевое, не исключаю, что отправили бы ребенка учиться в другой регион. Не могу сказать, что у нас были какие-то лишние деньги или мы специально копили. Посидели, посчитали, поняли, что нам посильно платное обучение, тем более, что высшее образование, на наш взгляд, принципиально важная вещь. 

Увы, цена за обучение не была фиксированной. В договоре прописан пункт об индексации оплаты, привязанной к инфляции. Резких скачков в ценах мы не ожидали. Начиналось все с 390 тысяч в год. Высокие баллы за ЕГЭ дали дополнительную скидку в 20% на первый год обучения. Так что заплатили мы еще меньше. 

Конечно, хотелось, чтобы дочка через год училась бесплатно. Перед глазами был пример моей племянницы, которая на втором курсе биохимического факультета спокойно подала документы и перевелась на бюджет. Многие студенты-первокурсники не выдерживают нагрузку медвуза и отчисляются. И у платников появляется шанс получить бюджетное место. Правда, в медицинских вузах довольно жесткая система оценивания. Рассчитывать на перевод может тот, кто две сессии подряд закрыл без троек, подал документы и получил одобрение. 

Мы вдохновились такой возможностью. Но не давили на ребенка, тем более не говорили: «Когда же ты все сдашь так прекрасно, что переведешься на бюджет?» У дочки была большая нагрузка. Хотелось, чтобы она училась без ущерба для здоровья.

Думаю, она сама все время держала в голове возможность перевода и старалась сессии сдавать как можно лучше. Правда, в первое время это не всегда получалось. Она прекрасно училась, но сдача экзаменов для нее всегда была тяжелейшим стрессом. Выстроить процесс, то есть стабильно и успешно сдавать экзамены без троек, удалось к концу четвертого курса. На пятом ее перевели на бюджет, что было отдельной радостью для нас всех. К этому моменту, кстати, цена за обучение выросла до 450 тысяч в год. 

Дочь продолжает учиться. Планирует поступать в ординатуру. Пока не определилась с направлением, но тут есть развилка. Ординатура почти всегда — это платное образование. На отдельных направлениях может быть несколько (2–6) бесплатных мест, за которые придется побороться. В случае с ординатурой дочка уверенно рассматривает целевое обучение. В крайнем случае поддержим ребенка, конечно, куда денемся.

Сейчас, насколько я знаю, в медицинских вузах ситуация по числу бюджетных мест меняется. Они сокращаются за счет увеличения мест по квотам и целевому обучению. Число платных мест стабильно сохраняется. Вузам это выгодно. Платное образование дает возможность тем детям, которые хорошо учатся, имеют способности и интерес, но не могут психологически выдержать экзаменационную нагрузку, продолжить обучение. 

С другой стороны, расширение числа платных мест и сокращение бесплатных вызывает опасения. Хорошо, если у семьи есть деньги, а если нет? Те, кому хочется учиться, должны иметь возможность получить такое высшее образование, какое они хотят. Я подумать боюсь о том, что однажды высшее образование в стране может оказаться платным для всех. На одного ребенка у нас хватило денег, но подрастают еще двое. Если все будут платно учиться, это будет тяжело для нашей семьи. 

«Оплата немалая и растет с учетом инфляции»

Светлана, мама двоих детей, дочь учится платно на философском факультете МГУ:

— Дочь училась в девятом классе, когда мы впервые пришли на день открытых дверей в МГУ. Выбрали два направления, которые подходили бы ее психологическим особенностям, сфере интересов, проявившихся в школе. Честно говоря, она и сейчас не самый зрелый человек, а четыре года назад — тем более. Для меня высшее образование — обязательная вводная. Я рассчитываю, что дочка в процессе учебы в вузе повзрослеет, а не только получит специальность. МГУ подходил по многим параметрам — мы еще и живем неподалеку. 

Выбрали философский факультет. Я сразу смотрела, какой расклад по платным и бюджетным местам. На дне открытых дверей задала вопрос, с какими баллами можно поступить. Оказалось, что по каждому предмету ЕГЭ, включая ДВИ, от 90 и выше. При этом бюджетных мест условно 20%, а остальные — платные. 

Очевидно, что экзамены для поступления требовали кропотливой работы, выхода на высокие показатели активности и готовности получить высокие баллы ЕГЭ.

Моя дочь училась средне: на тройки, четверки и пятерки. Ее успехи сильно зависели от настроения, периодов спадов и эмоциональных подъемов. Рассчитывать на устойчивость нестабильного ребенка было нельзя. Я поняла, что 90+ баллов не соответствует ее текущим оценкам. А переключить подростка на другой уровень успеваемости, настолько высокий, чтобы сдать ЕГЭ на баллы для бюджета, было делом нереализуемым. Словом, я не очень верила в ее продуктивность.  

Тогда же на дне открытых дверей я задала прямой вопрос декану факультета о порядке поступления на платную форму обучения. Была названа минимальная планка (от 65 баллов). Если ее проходишь, гарантированно поступаешь. Главное для нас было не завалить ЕГЭ. Тогда появлялся шанс оказаться студентом МГУ. Я решила, что мы будем бороться за платный вариант. 

Начали работать стратегически с тем, что есть: взяли репетиторов, заточенных на ДВИ. Экспертов ЕГЭ по обществознанию, литературе и на всякий случай истории. Задача была получить за ЕГЭ 70+ баллов. 

Я понимала планку, посмотрела другие вузы, и мне стало очевидно, что в метании нет смысла. Поскольку я не очень понимаю, какую мой подросток выберет специальность и направление работы, какое профессиональное занятие предпочтет, окончив вуз, решила, что выбор учебного заведения — вещь условная.

Я не знаю, будет ли мой ребенок заниматься культурологией, вести музейную работу, сумеет ли посвятить себя связям с общественностью и рекламе. Поэтому-то задача в проекте высшего образования — создать ребенку условия, чтобы он дозрел, сформировался мировоззренчески и ценностно. Профессиональные знания могут пригодиться, а могут не пригодиться в жизни, а вот кругозор… Для меня высшее образование — это и есть кругозор. Я выбрала вуз, который близок мне по духу, подходу к обучению, требованиям к преподавательскому составу, в нем работают увлеченные своим предметом люди. 

Да, оплата в МГУ немаленькая и стоимость повышается. Нам повысили оплату на 15%. Но меня сразу предупреждали и в договоре это прописано, что повышение будет в пределах инфляции, то есть не кардинально, но существенно. 

В этом году сын подруги поступает на экономический факультет МГУ на платное отделение. Стоимость первого курса уже в полтора раза выше, чем на философском факультете в прошлом году, когда поступала моя дочь. 

Знаю, что некоторые семьи берут образовательный кредит. Я не стала даже предлагать это своему ребенку. Если говорить о каких-то педагогических задачах, способе стимулировать ответственно подходить к учебе, то не вижу в этом смысла. Боюсь, моя дочь дозреет до этого к курсу третьему-четвертому, не раньше.

Что касается образования, я убеждена, что не всякий ребенок в состоянии осознать, чего хочет в 18 лет, чему жизнь готов посвятить. Родители в 11-м классе все-таки должны решить и взять на себя ответственность за образование, а не перекладывать ее на ребенка. Так что я готова платить за свою дочь. А дальше можно спокойно с этим багажом отпускать дочь во взрослую жизнь. Пусть сама решает, как им распорядиться. 

«На подготовку к ЕГЭ мы потратили столько же, сколько за год обучения в МГУ»

Марина, дочь училась на факультете мировой политики в МГУ:

— С выбором вуза после школы было сложно. Дочка не понимала, чего хочет. Да и невозможно в 10–11-м классе решить однозначно, кем ты хочешь стать. Пошли от обратного: предлагали варианты, а ребенок с ними не соглашался. Дочь хорошо училась в школе. Ей всегда нравились иностранные языки, история, литература. Путем долгих обсуждений и вычеркивания неподходящего пришли к факультету мировой политики. 

Мои родители закончили физмат и химфак МГУ, я и сестра — биологический факультет. МГУ нашей семье всегда нравился, поэтому коллегиально решили, что надо бы и дочке тоже закончить этот вуз. 

Точно не помню цифру бюджетных мест при поступлении. Вроде бы 15 против 150 платных. Дочка участвовала в олимпиадах, но победой во Всеросе похвастаться не могла. Было понятно, что шансов учиться на бюджете у нее нет. Туда могли поступить ребята, которые участвовали в крупнейших олимпиадах страны и выиграли их, получили максимум за ЕГЭ, добрали баллов за ГТО или золотые медали. Мы морально были готовы, что даже если дочь получит высокие баллы на ЕГЭ, поступать придется на платное обучение.

Конечно же, мы ходили по разным вузам, плотно изучали вопрос: где, как, что, сколько. Регионы не рассматривали вообще. МГУ вышел на первый ряд и нравился больше всех, поэтому решили помогать ребенку продвигаться там. 

На обучение не копили, но посчитали бюджет, который уходил на репетиторов для ЕГЭ и ДВИ. Оказалось, расходы в общей сложности равны году обучения в МГУ. Да и в договоре была прописана фиксированная цена на весь период обучения. Решили с мужем, что потянем. Повысили планку своей работоспособности, чтобы обеспечить обучение. А что еще остается? В принципе платное обучение оказалось посильным для семьи. 

Конечно, в любом вузе есть возможность перейти на бюджет, но в случае с факультетом мировой политики это было архисложно. Как минимум, нужно быть круглым отличником, выделяться и надеяться, что кто-то отчислится и освободит тебе место. Учеба все четыре года была сложной, и у дочки, несмотря на старания, перевестись не вышло. 

Пока училась, от мировой политики перешла к мировой энергетике. Программа по направлению экологии и природопользования ей понравилась больше в МГИМО. Так что в магистратуру, она тоже платная, дочь поступила в прошлом году в МГИМО. Решили дальше помогать ребенку получать образование. Надеюсь, когда-нибудь увидим, что наши усилия были не напрасны.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.