Главная Человек Наши современники

«На встречу с будущим поколением я стараюсь одеваться элегантно»

,
Безвкусны ли русские? Не думаю, но трудная жизнь советского времени, оторванность от корней, от рода, от среды, не способствовали развитию вкуса. Когда жизнь успокаивается, вкус начинает развиваться. Сейчас уже не ходят в малиновых пиджаках и с золотыми цепями на груди

У доктора исторических наук, профессора МГИМО и Православного университета им. апостола Иоанна Богослова (Москва ), прихожанина храма Рождества Богородицы в Крылатском Андрея ЗУБОВА есть три отрицательных критерия в выборе одежды:

zuboff— Одежда не должна вызывать зависть (слишком дорогая, для других недоступная); не должна порождать отвращение (грязная, вонючая, неопрятная) и не должна вызывать похоть (третье относится, понятно, к молодым). Ибо так одевающийся — орудие демонов, через него они соблазняют людей, а грех — на нем.

Все остальное дозволено. Элегантность столь же естественна в одежде, как чистота архитектурных линий — в храме, совершенство композиции и художественного исполнения — в церковной стенописи и иконописи. Бывают храмы плохо построенные, живопись примитивная и аляповатая. Это всегда досадно. Ну что ж, люди старались, но умения не хватило, вкуса недостало. А как подтягиваешься среди совершенной архитектоники и высокоталантливой живописи, как душа поет. Ибо красота — печать Божественного делания. Посмотрите на лилии полевые, на каждую букашку, как они соразмерны и прекрасны. И еще — как они приспособлены к своей среде обитания. Так и одежда должна быть не только элегантна, но и приспособлена ко времени и месту. На чтение лекций я всегда стараюсь элегантно одеваться, как на прием. Ведь я и иду на встречу, на встречу с будущим поколением. А эти встречи самые ответственные. Ученики берут пример с учителя, и всегда стоит задуматься не только над смыслом каждого слова и жеста, но и над своим внешним обликом.

Я никогда не следую моде, у меня давно выработался свой стиль. И когда какая-то вещь снашивается, я заменяю ее почти такой же новой. Это получается само собой. Мне мода кажется искусственной, нарочитой, специально кем-то выдуманной. Зачем бежать за ней? Стараться быть модным — не грешно, но это знак того, что, возможно, ты еще не сложился как самостоятельная личность, ты еще в плену массовой культуры.

Вкус в одежде, как и вкус во всем, — Божий дар. У одного он есть, у другого — нет. Один «кожей» чувствует правильное соотношение цветов одежды, материалов. У другого такое чувство отсутствует. Кое-чему можно научиться. Но стоит ли? Думаю, что — да. Радовать своим видом других, возвышать к красивому — дело Божие. Но именно радовать, а не выставляться — посмотрите все, какой я модный, крутой. Делать так — пошло, все, что напоказ, на внешний эффект, все, что не изнутри твоего естества, — пошло. И в словах, и в одежде. Одежда, конечно, не часть «сокровенного человека», но — проявление личности вовне. Проявление тогда хорошо, когда органично. И тут, кстати, следует помнить, что неряшливость в одежде — это неряшливость души, а то и гордость: вот я какой хочу, такой и хожу, мне на других наплевать; развратность в одежде — развратность души, кичливость одеждой — явное проявление тщеславия.

Безвкусны ли русские? Не думаю, но трудная жизнь советского времени, оторванность от корней, от рода, от среды, скорее выживание, а не жизнь — не способствовали развитию вкуса. Когда жизнь успокаивается, вкус начинает развиваться. Сейчас уже не ходят в малиновых пиджаках и с золотыми цепями на груди, как в начале 1990-х. Во время НЭПа на вечерние платья не надевали уже кожанки, как делали чекистки во время красного террора. Наоборот, кому позволяли средства, старались в конце 1920-х — начале 1930-х одеваться как в Лондоне и Бостоне. Что касается Европы, то, на мой взгляд, самыми элегантными являются романские народы — итальянцы, французы, испанцы. Немцы, скандинавы существенно отстают от их простой и естественной элегантности. У англичан свой стиль, солидный, сдержанный, не такой легкий, но по-своему красивый. Мне он близок.

Православного dress code , на мой взгляд, нет. То, что выдают за это: длинные юбки с кроссовками у женщин, сапоги смазные у мужчин, — все это «народное творчество». К Церкви оно отношения не имеет. Канонически важно, чтобы замужние женщины носили платок как знак для ангелов, а мужчины снимали в храме головные уборы. Многие общины не позволяют входить в молитвенное собрание женщинам в брюках. Иногда даже поверх джинсов ревнительницы православия наматывают кисейные шали. Это — явная ошибка. Да, когда все женщины ходили в платьях, а брюки были чисто мужской одеждой, появление в храме в брюках эпатировало публику и потому было недопустимо. Но сейчас все почти особы женского пола, от младенцев до старушек, имеют в гардеробе брюки — зачем фарисействовать? Брюки перестали быть чисто мужской одеждой в ХХ веке, как тога и хитон сменились штанами в Византии для мужчин в IV — VI веках. Сейчас говорить, что дама, пришедшая в брючном костюме в храм, надела мужскую одежду, — нонсенс. Это — женская одежда. И потому, на мой взгляд, вполне приемлема в храме, если соответствует тем трем принципам, с которых я начал этот разговор. Никаких же канонических запретов на брюки для женщин нет. Апостол Павел как-то сказал, что мне все позволительно, но не все полезно и я буду воздерживаться от некоторых вещей не потому, что они плохи, но чтобы не соблазнить немощного в вере брата моего. Так мы должны поступать и сейчас, в том числе и при выборе одежды, когда идем в молитвенное собрание: мы должны помнить, что там немало людей бедных и они могу позавидовать твоей машине, твоей шубе, твоим перстням, что там есть молодежь, которая может прельститься, если одежда на тебе слишком открытая, слишком обтягивающая, что люди в храме стоят порой тесно и нечистота твоей одежды будет мучить их, отвлекать от службы. Помня все это, одеваясь в храм, вы всегда найдете подходящие вещи. Подходящие вам и радующие других.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.