Если посмотреть непредвзято на те праздники, которые отмечаются в нашей стране официально, и те праздники, которые действительно празднует наш народ, то получается довольно интересная картина.
Праздники, навязанные народу еще советским правительством, сегодня не вызывают положительных эмоций. Неслучайно, что перенос празднования с 7-го ноября на 4-е произошел достаточно спокойно (представьте, что бы сделал наш народ, если бы ему предложили встретить Новый год в ночь не с 31-го на 1-е, а, к примеру, с 3-го на 4-е). Вообразить массовые демонстрации 7 ноября в настоящее время просто невозможно. В позапрошлом году меня поразило впечатление от праздничного митинга коммунистов на площади Революции: Зюганов и другие лидеры компартии, перевязанные красными шарфами, выкрикивавшие лозунги-кричалки, напоминали фанатов московского «Спартака», но значительно уступали им в численности (и это несмотря на то, что значительная часть нашего населения, видя всевозможные безобразия нынешней власти, исправно голосует за коммунистов).
В то же время и 4-е ноября в массовом сознании нашего народа – в определенной степени белое пятно. Некий День народного единства – вроде давным-давно поляков из Москвы выгнали, а теперь этим единством революцию 1917-го заменили. Никакой мифологии этого праздника не существует – никаких особых демонстраций – только наши националисты традиционно в этот день проводят свое шествие. И вынужден констатировать: шествие какое-то скучное. Никакого задора в нем не наблюдается. Ну, казалось бы, очевидная вещь – надо каждый раз привозить импровизированную пушку и стрелять из нее «прахом самозванца» в сторону Запада. Увы, пушку необходимого вида и размера найти за всё время так и не сподобились.
Остальные советские даты – 23 Февраля, 8 Марта и 9 Мая – по-настоящему любимы нашим народом и празднуются широко и обильно. Хотя первые два свою связь с советским прошлым уже потеряли. Никакому военному даже в пьяном бреду не придет теперь в голову говорить о боях под Псковом в феврале 18-го и о том, что в этих боях родилась наша армия. Но к самой дате – 23 февраля – сердца наших военных прикипели. То же самое произошло и сердцами наших женщин. Никто из них не вспоминает Клару Цеткин и Розу Люксембург, но без цветов 8 марта свою жизнь наши женщины представить не могут.
9 Мая – главный исторический праздник. Наши враги прекрасно понимают, что именно этот праздник формирует историческое единство русского народа. И без него с современной Россией можно было бы делать всё что угодно. На этот праздник за последние два десятилетия было проведено много самых разнообразных атак, но он не просто устоял, а перешел в успешное контрнаступление. И георгиевские ленточки, и «Спасибо деду за победу», «Даешь Берлин!» – это лишние доказательства, что 9 Мая в ближайшее время мы не отдадим. У праздника появились формы, которых раньше просто не было.
Безусловно, самый популярный праздник – Новый год. Нормальный языческий космогонический праздник с глубинными христианскими корнями. Но при всей любви нашего народа к этому празднику, его религиозный смысл непонятен большинству наших граждан. Вернее, все понимают, что одна цифра меняется на другую (ни один другой праздник подобной особенностью не обладает), и что нужно в момент боя курантов загадать желание. Наши сограждане в «свой» Новый год с удовольствием добавляют азиатский, и им плевать, что он начинается в феврале, а не 1-го января. Они хотят украсить свой праздник какими-то подробностями. Поэтому фиолетовые драконы, зеленые обезьяны, огненные лошади, лиловые крысы оказываются на бескрайних просторах России, плывущей в море глобализации. И наши дорогие женщины с удовольствием рассказывают друг другу: «Этот год – год лиловой крысы, поэтому его надо встретить во всём лиловом». И в довершение безобразия дедушку Мороза, снегурочку, зеленых крыс и лиловых обезьян, спрятавшихся под елкой, заливают громадным количеством спиртного. И группа «Несчастный случай» выражает волю нашего народа к концу новогодних праздников: «Дедушка, уходи!» Еще немного – и народ не выдержит этого праздника, вернее, черной дыры, которая в нем разместилась.
Теперь рассмотрим ситуацию с православными праздниками.
Лидерство Пасхи несомненно. Потому что Пасха, Воскресение Христово, предоставляет людям, как верующим, так и неверующим, самые разные варианты праздника, причем все эти варианты отличаются предельной глубиной. Любой верующий человек знает, что пасхальную службу ни с чем не сравнить. Это знают и неверующие. Именно на Пасху в храмах можно встретить людей, которые до этого к порогу храма и близко не подходили. Великий пост на протяжении всех своих 49-ти дней захватывает в свои объятья самых разных людей. И даже люди, которые в церковь не ходят и в основном только мечтают о том, как сесть на диету, именно Великим постом начинают отказывать себе в самых разнообразных продуктах. Крашеные яйца и куличи, опять же, привлекают к празднику самые различные группы людей. То же самое делает и традиция ездить в этот праздник на кладбище (несмотря на всю ее неканоничность). И люди современной цивилизации, которые не очень любят замечать, что человек смертен, именно в этот день вспоминают не только об этом, но и о том, что человек причастен жизни вечной.
Второй по значимости церковный праздник – Рождество Христово – в России утопает в вакханалии пьянства Нового года. Поэтому предложение отца Андрея Кураева о переносе Рождества Христова на 1 января при всей своей невыполнимости вызывает понимание. С Рождеством что-то надо делать. Необходимо учитывать, что этот праздник имел уникальные формы, доступные для всех слоев населения, – знаменитое калядование (например, на Западной Украине, где доминирует сельское население, эти формы сохранились). Увы, цивилизация мегаполиса эти формы разрушила, и Рождеству Христову требуются новые формы, с помощью которых оно достучится до сердец максимально большого количества людей.
Остальные православные праздники, за исключением Крещения – купание в проруби как-никак, да плюс крещенская вода, за которой даже невоцерковленный люд выстаивает огромные очереди, – светским миром практически не замечаются. А нужно сделать всё возможное, чтобы это замечание состоялось.
Видя подобную диспозицию, уместно возопить: что делать? Необходимо действовать. Православные забыли, что Православие – это свобода. И наш церковный календарь – не уникальный раритет, с которого надо сдувать пыль, а великое миссионерское оружие. Ведь в первые века христианства Рождество Христово стали праздновать в один из главных языческих праздников, и никого из установителей данного празднования это не смутило. Наоборот, это решение носило принципиальный миссионерский характер – приобщить через этот праздник к вере Христовой как можно больше людей.
Современная ситуация ненамного отличается от той. По-прежнему в нашем мире полно язычников, исповедующих самые разные культы – поклонение автомобилям, футболоболение, поклонение шопингу. И все эти язычники в той или иной степени хотят приобщиться к вере Христовой. Достучаться до них сложно, но возможно. И легче всего это сделать в любимые язычниками праздники.
Вот 23 Февраля. Все попытки перенести этот праздник на другой день провалились, вот прикипели сердца наших военных к этой дате – неужели после этого мы должны не обращать на них никакого внимания?! Так почему бы не праздновать 23 февраля Собор всех святых воинов, прославленных Церковью? Любой военный, как бы он лично ни относился к Церкви, положительно встретит подобный шаг священнослужителей и православных мирян, увидит, какую глубину приобретает столь любимый им праздник. И Феодор Стратилат, и Андрей Стратилат, и Георгий Победоносец, и Димитрий Солунский, и благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской лишний раз напомнят нашим военным, что воинство земное есть прообраз воинства небесного и что борьба добра со злом – это не пустые слова.
То же самое можно сделать и с 8-м Марта. Бессмысленно ругать Клару Цеткин и ее подружку Розу, костерить евреев-революционеров, что они специально приурочили этот праздник к собственному празднику Пурим. Наша задача – просто воцерковить Международный женский день, который не празднуют практически нигде, кроме России. Опять-таки, попытка переноса Женского дня на праздник Жен-мироносиц провалилась – православные женщины остались без цветов и внимания на 8 Марта, а на праздник Жен-мироносиц мужчины просто забывают их поздравить. И в то время, когда все детские сады и школы готовят стихи и открытки на «мамин день», православным мамам приходится втолковывать детям, что в их семье этот праздник не отмечается по не вполне понятным для детей причинам…
Да, 8 Марта часто приходится на Великий пост, но ведь не обязательно, в конце концов, напиваться и объедаться! Что плохого в том, чтобы муж и сыновья прибрали в этот день квартиру и скулинарили что-нибудь? Верните женщинам их день! (Это просьба представительниц женской православной общественности.) Но предварительно наполнив сам праздник более глубоким содержанием. Для этого достаточно, для начала, праздновать 8 марта Собор всех святых женщин, на Руси просиявших. Уверен, многие женщины с удовольствием зайдут в храм в этот день, и любимый в народных массах праздник получит столь необходимую ему глубину.
П.С. Внесение изменений в церковный календарь – дело священноначалия. Ему решать, насколько это уместно и своевременно. Но и миряне могут принять участие в решении самой главной задачи: найти новые формы для большинства православных праздников, формы, которые можно вынести на улицу. При этом надо учитывать, что традиционные крестные ходы – это прекрасно, но их недостаточно. Страна, сограждане должны знать, что у православных сегодня праздник. И именно молодежь может придумать и осуществить новые формы культуры, отражающие простую истину: Россия – страна православная.
Василий Пичугин
Словарь «Правмира» — Праздники