Главная Образование

«Надо вести уроки, а в универе куча прогулов и пересдач». Учителя — о работе параллельно с учебой

Сессии, отпуск за свой счет и пары до ночи
Ведешь уроки, чтобы заработать на жизнь, потом бежишь на пары и до ночи сидишь в университете. При этом ты должен бесплатно проходить практику, вовремя сдавать домашки и писать диплом. «Правмир» поговорил с учителями о том, каково совмещать работу в школе и учебу в университете.

«Иногда чувствую, что меня разрывает на части»

Тимофей (имя изменено), 20 лет. Учитель русского и литературы, четвертый курс бакалавриата, Крым.

— Пытаться работать полноценно я начал со второго курса, но в школах отказывали: мол, можно только с третьего. На третьем ответили, что теперь только с четвертого.

Кроме профессионального интереса есть ведь и финансовые потребности: у меня аренда жилья, жена, кот, кушать хотят все. Поэтому я работал курьером, автомойщиком, строителем — да много кем. Совмещать с учебой было ужасно: в универе куча прогулов, судорожных досдач, пересдач, недовольных преподавателей. Прогуливал я не ради ананасов в шампанском, а просто чтобы прожить. Благо со временем доказал университету, что не филоню, что люблю свою науку, и стало полегче. 

Потом повезло, я устроился в школу-парк. Она частная, с концепцией свободного образования: дети сами себе выбирают занятия. До сих пор тут работаю. Возможность учить в государственной школе у меня теперь тоже есть, но пока не находится возможности совмещать с чем-либо еще, а это снова означает финансовую могилу. Вот думаю. Учителя вынуждены брать сразу несколько ставок, ведь сама по себе ставка оплачивается крайне низко. В результате получается круговорот: учителей не хватает, имеющиеся перегружены, а новым учителям трудно получить достаточно работы, ведь нынешние без этой перегрузки пойдут по миру.

Сейчас времени хватает и на учебу, и на школу, на вечера с близкими, и даже на подработки: главным образом благодаря индивидуальному графику — надо было принести в университет справку с места работы и написать заявление. Получается что-то вроде заочной учебы: готовься в свободном режиме и сдавай сессию. 

Но в моей школе на время сессии приходится брать неоплачиваемый отпуск. По финансам это, конечно, бьет, но в такие моменты помогают наши накопления и родители. 

То же самое с практикой от университета: идти приходится в государственную школу, но практика, увы, не оплачивается. В прошлый раз это выглядело так: мы пришли, вокруг издерганные учителя и бесящиеся дети. Протоколы учебы очень усложнены, все должно быть расписано поминутно. К тому же мы еще писали отчеты и дневники практики: времени и сил на бумагу уходит куда больше, чем на детей, процедуры постоянно усложняются.

Мы с одногруппниками старались шутить, увлекать ребят, подтягивать их по-простому, от чего школьники явно отвыкли, но в этом трудно винить их учителей, хотя те и кричат, и злятся. Практика отнимает время: я либо на первой смене в государственной школе, либо на первой смене у себя. Исключений не знаю, но они, наверное, существуют. 

Практика в лагере — отдельная история. Спали мы по три-четыре часа в день. Обычно у вожатых бывает один выходной в неделю (у нас его не было). Однако это не успевает стать адом, потому что многих студентов, во-первых, все-таки кто-то содержит и они не слишком боятся потерять месяц, а во-вторых, в большинстве своем они воспринимают это как приключение. Ну, кроме попыток не упасть лицом в недописанный план дня в третьем часу ночи. За вожатскую практику сколько-то платили, но это даже не покрыло аренду жилья.

Нагрузка в своей школе у меня небольшая, пять часов каждый день — больше просто не могут дать, благо за час платят неплохо. Работу и детей люблю, дети отвечают взаимностью: я уважаю их, они уважают меня, по крохам находим мотивацию учиться, и этого более-менее хватает и для дисциплины, и для радости. 

Сейчас я нигде не подрабатываю, ищу. Летом работал на стройке. Из непедагогической работы это моя любимая и по зарплате, и по коллективу.

Словом, бегать приходится много, иногда чувствую, что меня разрывает на части, но иногда получается мило. Знаю случаи, когда дети писали своему учителю-студенту билеты или, наоборот, преподаватель в университете делился с таким студентом материалами и уделял личное время совместной подготовке уроков.

Дальше я планирую пойти в магистратуру и аспирантуру. Лично мне воспитание важнее и интереснее предметного обучения, но на деле в бакалавриате учат предметников, которые что-то где-то слышали о педагогике. Надеюсь, на следующих ступенях образования будет хоть немного иначе.

«Преподаватели общались по-хамски, никаких снисхождений»

Маргарита, 24 года. Учитель английского, в этом году окончила магистратуру, Тюменская область.

— К тому моменту, как я устроилась в школу, я уже полгода отучилась в магистратуре. Школа малокомплектная, с уклоном в искусство, я очень хотела там работать.

Пришла я в феврале на декретное место. Мне дали шестые-восьмые классы. По утрам у меня было репетиторство, потом я отправлялась в школу, а потом на пары до девяти вечера. У меня не было выходных, я ничего не успевала. Единственное мое желание было лечь и ничего не делать. Нагрузка в школе не была огромной — 18 часов, потом стала 23. Большие проблемы появились именно в магистратуре. 

На первом курсе приходилось совмещать педагогическую практику с работой, потому что никакого отпуска мне не дали: я студент-очник. 

Я не выбирала очную магистратуру, просто заочной на лингвистике не существует. Когда писала дипломную работу, я тоже хотела взять отпуск, но увы. 

Университет нас обманул: говорил, что будет нам помогать, что к работающим студентам относятся снисходительно и что практику можно пройти по месту работы. В итоге поставили перед фактом: «Нет, договор заключен с университетом, вы должны проходить практику в университете». Совместить работу, учебу и практику — пары у студентов четвертого курса лингвистики — тяжело, нужна колоссальная подготовка. Преподаватели с нами общались по-хамски, никаких снисхождений, много домашнего задания. 

В школе один мой ученик требовал, чтобы я ему за каждую домашку ставила пятерку, и от злости начал тайком записывать меня на видео, а его классная руководительница даже меня не выслушала. Я перестала быть веселой девчонкой, с которой легко общаться, стала неудобной, и друзья сами собой пропали. Как-то преподаватель обругала меня за доклад, потому что я не совсем поняла задание. И на этом всем фоне я ужасно разревелась прямо на паре: друзья бросили, и преподаватели отчитывают, а еще и в школе не поддерживают.

Я заработала хронический тонзиллит, проблемы с желудком. В четвертой четверти пришлось брать два больничных. До чехарды с работой и учебой я так не болела. Не знаю, на чем я держалась. Наверное, на вкусной еде. Поэтому, кстати, я набрала лишний вес.

Сейчас понимаю, что оно вообще того не стоило. От магистратуры я ждала абсолютно другого. Я хотела получить более прикладные знания, улучшить методику и заняться наукой. Но оказалось, что никаких реальных методик там нет — все очень далеко от того, что реально работает в школе. И научной деятельности тоже никакой нет, надо было написать отчеты об отчетах.

Я разрывалась, мы учили три языка: английский, итальянский, французский. По идее, магистратура должна позволять работать с выпускными классами, но мне их не дали — поручили более опытному педагогу. 

Игра не стоила свеч, я ничего не приобрела, а только потеряла. Получила второй красный диплом, но теперь разгребаю проблемы, в том числе с лишним весом. Упустила время в школе, не заработала очки на категорию, потому что не могла участвовать ни в каких мероприятиях. Скорее всего, моя программа мне никогда не пригодится, если только я не пойду в аспирантуру, а я туда пока не собираюсь.

«Мир не рухнет, если я вовремя не сдам домашку или отчет»

Валентина, 23 года. Учитель английского, второй курс магистратуры, Челябинская область.

— Я из семьи педагогов, но, когда училась в старших классах, четко понимала одно: быть учителем я не хочу. Хотела стать переводчиком. Жизнь сыграла злую шутку. Меня подвел ЕГЭ по обществознанию. Для поступления на лингвистику баллов не хватило, и я подала документы на педагогическое образование. 

На третьем курсе я ездила в лагерь от английского клуба, потом в этот же клуб меня позвали работать. Мне очень нравился коллектив, было мало документации, я выпустила девятиклассников. 

В государственную школу попала случайно: проходила практику на четвертом курсе в гимназии, где сейчас работаю, увидела объявление об открытой вакансии. До последнего сомневалась, а нужно ли это мне. В целом в частной школе меня все устраивало, но когда за июнь я получила четыре тысячи рублей, поняла, что жить так не смогу. Я выходила замуж, мне нужна была стабильность. Рискнула. 

Летом я поступила в магистратуру, потому что мне нравится учиться. Мне 23 года. Я понимала, что если не продолжу учиться сейчас, то потом, когда появятся дети, может совсем не остаться времени. Мое направление называется «Искусственный интеллект в образовании», я активно применяю ИИ в работе — он очень облегчает подготовку к занятиям.

В сентябре начался мой первый год в роли учителя английского языка и классного руководителя пятого класса. Классного руководства я боялась как огня: на методике обучения нам очень не советовали брать его в первый год работы. Но я все-таки взяла. Дети в моем классе хорошие, родители — золото. Я молодой специалист и не всегда сама знаю, как и что работает. Мой самый большой недостаток в том, что я все воспринимаю слишком близко к сердцу. Это то, за что меня любят, но и что мешает жить. 

За восемь месяцев в школе я болела четыре раза. Такого не было никогда. Думаю, это психосоматическое. Проблемы учеников часто как мои собственные. 

Планы я пишу сразу на неделю на выходных. К парам готовлюсь по будням или в воскресенье. Тетради с собой не беру принципиально: не всегда езжу на работу на машине, да и не хочется стирать границы между работой и домом. На сообщения родителей после семи вечера не отвечаю. Административная работа — во время окон и на каникулах. 

Я поняла, что надо быть еще строже и с родителями, и с детьми. Мои ученики знают, что если не сделал домашку, то нужно показать ее только на следующий день, потом исправлять оценку я не буду. Но даже при такой системе у некоторых копились долги. Многие дети к концу триместра начинали прибегать исправлять оценки, а у меня времени нет. Я шла навстречу в пятом классе, но теперь понимаю, что так не смогу. Мне тоже хочется жить, а не оставаться лишний час на работе, чтобы проверять их долги.

Моя нагрузка — 23 часа уроков, час внеурочки (в этом году будет два) и классное руководство. Встаю я в шесть утра. В прошлом году освобождалась в час, дальше домой: какие-то домашние дела, час на дневной сон, подготовка к парам и сами пары примерно с шести до девяти вечера. Часто ложилась спать уже за полночь, потому что надо было что-то сделать по учебе или бумажной работе в школе. В субботу у меня было репетиторство с несколькими ребятами. Главное, держать в голове мысль о том, что самое важное — мое здоровье, мой комфорт, мое психологическое состояние. 

Работы в школе реально много, а зарплата в регионах маленькая, это демотивирует. Подготовка к урокам, электронный журнал, журналы техники безопасности, отчеты в конце года. Много общения с родителями в чатах. Чаты меня бесят. Когда я училась, мы сами узнавали домашку друг у друга, а сейчас все ждут мгновенного ответа от учителя. Многие вопросы с предметниками дети могут решать сами, а в итоге вечером родители пишут мне. Стараюсь приучить детей к самостоятельности. Сейчас они стали старше — надеюсь, будет полегче.

Я не могу закрыть глаза на некоторые поручения и стараюсь сдать все быстро. А у классных руководителей такой работы предостаточно. Опытные учителя уже понимают, когда можно закрыть глаза, а когда реально надо взять и сделать. Все приходит с опытом. Но быть классным руководителем мне нравится. Дети классные. Помню, как на День учителя они меня встретили в коридоре всем классом перед первым уроком и дружно поздравили. Я прослезилась. И на Новый год, когда меня засыпали шоколадками, тоже. Из-за небольшой разницы в возрасте мы с ними на одной волне: я понимаю все их мемы, знаю все тренды, одну популярную песню мы пели всем автобусом на экскурсии. В этом году я оформила классный уголок с их фотографиями с совместной фотосессии и мотивационными цитатами. Они оценили. Такая мелочь, полчаса моего времени, но как приятно было их порадовать.

В этом году буду стараться относиться ко всему проще. У меня появилось больше учеников на репетиторство: школьной зарплаты не хватает на жизнь, мы снимаем квартиру, на ее оплату уходит 25 тысяч — это практически вся моя зарплата. Надеюсь, справлюсь. В любом случае мир не рухнет, если я вовремя не сдам домашку или отчет.

А еще я поняла, что, работая в школе, я никак не могу без хобби. Очень хотелось уделять время себе, поэтому я купила электрогитару и пошла на курсы. Это было моей мечтой с подросткового возраста. Прихожу на занятия и просто не думаю ни о чем: классный препод, музыка и час на себя. Занимаюсь уже больше восьми месяцев, прогресс идет. Если со школой не получится, стану рок-звездой.

Я начала больше гулять, осенью обязательно хожу в лес за грибами, весной уезжаю в домик за городом, где не ловит связь. Часто видимся с друзьями, у них свой дом и баня. Иногда надо просто выключаться, потому что свое ментальное состояние дороже любых оценок в университете и отчетности в школе.

С бытом очень разгрузил муж. Он готовит и убирает сам. Помню, однажды пришла с работы уставшая до жути, а он встретил с солянкой, салатом и помыл пол. Я тогда поняла, что выйти за него замуж было моим лучшим выбором в жизни.

В университете у нас разрешают пропускать некоторые пары, так как обучение очно-заочное и многие работают: у нас в группе уже все взрослые, есть даже преподаватели других университетов. Но при этом практические задания обязательно должны быть выполнены. Надеюсь, в этом году администрация сможет подредактировать мое расписание так, чтобы я смогла успевать на занятия.

Учебный отпуск я брала и планирую продолжать. Во время работы не всегда есть возможность сделать все. Эти две недели мне просто жизненно необходимы.

Практики и экзамены сдавать тоже надо, а иногда время встречи с преподавателем совпадает с работой. Моя администрация относится спокойно, при трудоустройстве я всех предупреждала об учебе. Все-таки учебный отпуск положен по закону, поэтому получаю его без проблем, надо просто вовремя предоставить документы. Справедливости ради, учусь я на «отлично». Работодатели наверняка должны быть заинтересованы в специалистах, которые вкладываются в свое образование.

Учиться мне всего два с половиной года. Осталось еще полтора. Поддерживаю себя тем, что больше долгосрочной учебы в моей жизни не будет. Хочу развиваться профессионально не в стенах университета, совершенствовать язык и методику преподавания. Интересно было бы завести свой блог о работе, но пока страшно пробовать и совсем нет времени. После выпуска хочу уйти в декрет. Буду ли продолжать работать в школе дальше — вопрос. Пока что репетиторство более выгодно, да и отчетности там меньше. Но о работе в школе я не жалею. Это бесценный опыт, хотя и дается он с большим трудом.

«Из-за школы я осталась в вузе на второй год»

О., 47 лет. Учитель начальных классов, окончила две магистратуры, несколько курсов переподготовки, сейчас оканчивает бакалавриат, Московская область.

— Первую педагогическую магистратуру я окончила еще в 2013 году, когда мне было 35 лет. Я попала туда случайно: отправил учиться отдел опеки и попечительства, потому что у меня под опекой было два ребенка. 

Потом мы переехали из Новосибирска в Московскую область. Дети окончили второй класс и перешли в третий. В октябре их классный руководитель уволился. Нашли нового, но в ноябре и тот уволился. Родительский комитет, узнав, что у меня есть педагогическое образование, уговорил меня взять класс. В декабре, в день своего сорокалетия, я пришла на прием к директору и просто спросила: «Возьмете меня без профильного образования?» Надо ли говорить, как обрадовалась директор, учитывая большую проблему с учителями?

Я окончила курсы по преподаванию в начальных классах и после зимних каникул вышла на работу. Первый год почему-то сложно не было. Вообще, преподавание мне дается легко, дети меня слышат и слушают. Мы спокойно окончили третий и четвертый класс. Потом мне дали первый, а в октябре я узнала, что в марте уйду в декрет. И начался ковид. Я вела уроки в зуме. 

Из декрета меня вызвали в сентябре 2021 года. Директор очень просила, обещала, что в полдень я буду свободна. Через год вдруг уволилось много учителей, и меня попросили взять еще один класс в другом корпусе, до которого надо ехать на машине. У меня было 48 часов нагрузки, на руках двухлетний ребенок и работа в две смены на два корпуса. Год дался тяжело.

Настало лето, я отказалась от поездок в другой корпус. Мне оставили мой четвертый класс и уговорили взять первый. Дали 48 часов вместе с географией в восьмом классе. В этот момент пришло сообщение от директора о том, что появились места в педагогической магистратуре престижного вуза, но учиться надо очно. И в этот же год я поступила в бакалавриат в другой, менее престижный вуз, на дистанционку (начальные классы). 

Так начался мой собственный ад: нагрузка, продленка, дошколка, двухлетний ребенок, очная магистратура, дистанционный бакалавриат, два подростка с переходным возрастом, понимающий, но работающий муж.  

Что характерно, мне было комфортно в таком графике, не хватало времени только на магистратуру. Занятия начинались в 18:00, а я работала до 18:30. Иногда разрешали выходить онлайн, эти занятия я посещала, ну и по субботам приезжала непосредственно в вуз. 

За первый курс у меня была огромная куча долгов, но меня условно перевели на второй, в конце которого я все же ушла в академический отпуск. Так я осталась на второй год. За это время закрыла долги и вышла на диплом. Я никогда не брала учебные отпуска, потому что очень много теряла в зарплате. 

Сдать долги я смогла, только когда подросла дочь и ее можно было брать с собой.

Зимние сессии приходились на февральские каникулы, летние сессии — на летние. Ну и бакалавриат еще надо не забывать. По нему меня не допустили до диплома, который надо было защитить весной этого года, но в итоге защиту перенесли на весну следующего. Диплом уже написан, время есть.

Этот год очень спокойный, у меня много свободного времени, которое я не знаю куда девать. Мне нравится быть в школе, нравится суета. Я спокойно проверяю тетради, но еще не видела свою зарплату.

Всего за последние пять лет я прошла переподготовку на учителя химии, биологии, русского языка, литературы, технологии, математики, истории, географии — эти предметы мне дали вести у надомников.

Скажу только, что мне нравится такой ритм жизни. Хорошо помогают старшие дети. Умереть хотелось только на госах и защите. А так я справляюсь, не люблю сидеть дома. Да, у меня часто доставки и полуфабрикаты, но и семья у меня непривередливая. Суп в холодильнике есть всегда, ужин готовим часто вместе, но его приготовление занимает не более двадцати минут. Мы все вместе по вечерам, а на выходных у нас фитнес.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.