Об истории храма св. апостола Андрея, апостольском служении и князе Аскольде, об особенностях храмов больших и не очень, а также о регентах с неформальной внешностью, — об этом и многом другом в преддверии дня памяти апостола Андрея Первозванного мы беседуем с протоиереем Владимиром Савельевым, настоятелем храма в честь апостола Андрея в Печерском районе Киева.
— Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, об истории вашего храма.
— Создание нашей Андреевской церкви связано с празднованием 2000-летия Рождества Христова. Как известно, в Киеве уже есть знаменитая церковь Андрея Первозванного, но, к большому сожалению верующих, она превращена в музей.
Однако жители столицы знают и помнят, что небесным покровителем города Киева, святым, который первым здесь благовествовал Евангелие, был апостол Андрей Первозванный. И удивительно, что после провозглашения независимости нашего государства и получения Церковью свободы не существовало в Киеве храма в честь апостола Андрея, где бы православные могли молиться, благодарить Господа за те дары и милости, которые Он посылает нам.
Естественно, такой храм должен был появиться. И возведение нашей церкви, на мой взгляд, стало видимым свидетельством промысла Божия и ходатайства самого Андрея Первозванного. Несмотря на то, что изначально планировалось строить не храм, а памятный знак-часовню в честь апостола, уже в процессе строительства были сделаны некоторые изменения, в чем также проявилось особое действие Божие. Идея пристроить к часовне алтарь возникла как бы сама собой. Храм был украшен, приведен в полный порядок, расписан, постелены мраморные полы, подведено электричество — одним словом, храм ожил. И сразу стало понятно, что это не часовня, а полноценный храм. Конечно, он небольших размеров, но в нем может поместиться больше ста человек.
Жизнь — это выражение нашей веры
— Почему именно это место было выбрано для строительства храма?
— По церковному преданию здесь апостол Андрей ступил на горы киевские. В каком конкретно месте это случилось, сказать трудно. Существует мнение, что это было недалеко от храма Андрея Первозванного в центре города, о котором уже шла речь. Исследователи сходятся во мнении, что именно там высадился на берег апостол. Но ведь ничто не мешает нам считать, что ученик Христа мог бывать и на наших холмах, — место это достаточно известное. Недаром здесь существовали и храм святого Николая, и монастырь. К слову, неподалеку отсюда был убит Аскольд — первый русский князь, принявший христианство. О нем мы также помним как об одном из первых русских мучеников, пострадавших за Христа.
— Кажется, когда-то поднимался вопрос о его канонизации…
— На мой взгляд, эта тема весьма неоднозначна. На сегодняшний день сохранилось слишком мало достоверных сведений, а канонизация, обоснованная фактами, которые не опираются на достоверные источники, была бы неправильной. Да, до революции князь Аскольд, равно как и место его убиения, почитались людьми, сюда даже совершались крестные ходы.
Тогда же поднимался вопрос и о дате первого крещения Руси. Ведь Русь, по мнению церковных историков, крестилась в три этапа — начатки при князе Аскольде, расцвет при княгине Ольге и окончательное торжество христианства при князе Владимире. Именно это крещение, когда уже весь народ со своим правителем, а не отдельные представители, как это было при Аскольде или Ольге, приняли веру Христову, стало окончательной победой над язычеством.
Князь Аскольд положил начало нашей христианской истории, это была хорошая закваска для всецелого, полного утверждения христианства. Но на данный момент существует много неясных и нерешенных вопросов, которые не дают возможности говорить о канонизации. Не сомневаюсь, что если Богу будет угодно, то она обязательно состоится.
— Рядом с вашим храмом находится греко-католический храм святого Николая. Как относитесь к такому соседству?
— Соседство не может остаться незамеченным. Что касается греко-католиков — у них своя жизнь, своя молитва, свои праздники и памятные даты. Прямого соприкосновения, молитвенного или литургического общения у нас нет. Но у нас нет и вражды. За 10 лет существования нашего храма были единичные случаи каких-то недоразумений, но я бы не стал утверждать, что существует какая-то напряженность в отношениях. Считаю, что если вместо противостояния есть хотя бы относительный мир и спокойствие, то это уже хорошо.
Обряд у них восточный, греческий, поэтому в этом отношении мы близки. В вероучении же у нас есть существенные отличия, которые не могут не наложить отпечаток на всю жизнь, на аскезу и духовность. Ведь наша жизнь — это выражение нашей веры. Что такое аскеза и нравственная жизнь в христианстве? Это осуществление догматики на практике. Если этого не происходит, то происходит разрыв между жизнью и верой.
Сердца человеческие способны преображаться
— Апостол Андрей был первым, кого призвал к Cебе Христос. Ориентируясь на личность этого святого, чему может научиться православный человек?
— Апостолы для нас — пример благочестия, преданности Христу и следования за Ним. Приходя в храм и вознося там молитвы, человек волей-неволей приобщается к жизни апостолов, а через них и к Самому Господу. Ведь Церковь — это единство всех во Христе — и апостолов, и святых, и всех нас, грешных и кающихся.
Апостолы являются примером того, как нужно следовать за Христом, невзирая на мирские тяготы. Как бы ни удерживал тебя мир, как бы ни бегал за тобой, не догонял и не преследовал, ты все-таки должен следовать за Господом, отбросив все это как тщету. И не говорить: «Я слаб, я немощен, я немудр, я необразован, я не готов…».
Да, первые ученики Христа были простыми рыбаками, но они сумели увидеть в Нем свет — ту духовную силу, которая стала для них озарением. А раз так, то сердца человеческие способны изменятся и преображаться. Для нас это пример того, что во Христе возможно все. С Ним любовь и истина всегда будут торжествовать.
Подвиги апостолов величественны: посланники Христа утверждали веру, которая недаром называется апостольской — они проповедовали своей жизнью, словом, каждым вздохом и даже просто своим присутствием среди людей.
Когда храм становится семьей
— На воскресном богослужении в вашем храме всегда много людей. И это при непосредственной близости к Лавре. В чем секрет?
— Я бы не сказал, что людей у нас всегда много. На большие праздники прихожан, конечно, больше, на
воскресной же Литургии, особенно на вечернем богослужении в субботу, поменьше. Это объясняется достаточно просто — у всех нас есть только два выходных, и большинство прихожан в субботний день вынуждены решать свои домашние, семейные вопросы, проводить больше времени с детьми.
В храме человек не должен искать, в первую очередь, внешнего комфорта. Хотя с другой стороны, если небольшой храм является единственным на все село и, к примеру, на Пасху здесь собирается большинство его жителей, то выстоять в такой тесноте многим бывает не под силу.
Храмы на Руси всегда рассчитывались так, чтобы человек чувствовал себя свободно – мог совершать крестное знамение, поклоны. Для сравнения, один типовой храм в дореволюционное время рассчитывался примерно на 750 человек. Поэтому неудивительно, что в больших городах, таких как Киев, Новгород, Москва, всегда было много храмов, причем, довольно вместительных. Каждый такой храм объединял прихожан – жителей нескольких соседних улиц.
Сейчас, конечно же, такого нет. И даже трудно представить, что произошло бы, если бы все киевляне, которые крещены в православной вере, захотели одновременно в одно воскресенье прийти в храм. Случилось бы, наверно, великое столпотворение: было бы просто невозможно всех ни причастить, ни окормить, ни каждому дать слово назидания.
Сейчас посещаемость храмов, конечно, не такая, как хотелось бы. Имеется в виду процентное соотношение тех, кто регулярно, каждую неделю посещает богослужение, к общему количеству людей, крещенных в Православии. Но, тем не менее, есть люди, которые если не раз в неделю, то раз в месяц или обязательно на большие праздники приходят в церковь. Поэтому выходит, что еженедельно приходит в храм меньше прихожан, а на большие праздники собирается уже гораздо больше.
Ведь даже при острой нехватке времени, люди все равно понимают всю глубину ответственности того, что они — христиане, что они должны выполнять одну из важных заповедей церковных: посещение Храма Божьего для молитвы.
— По словам многих прихожан, в вашем храме ощущается особая близость к алтарю.
— Большие залы и высокие своды, несомненно, имеют свои плюсы. Но в маленьком храме все рядом: хор звучит прямо возле тебя, священник тоже всего в нескольких шагах. Все это действительно создает определенную атмосферу, которая помогает человеку чувствовать себя непосредственно участником богослужения.
Конечно, размеры храма это не самое главное. Главное в молитве — горение сердца, единство наших душ в общей молитве к Господу. Ведь в каждом храме человек должен чувствовать себя участником, воспринимать литургию внутренне, духовно. Священнодействует священник, но и мирянин не безучастен. Народ также молится, поет Символ веры, «Отче наш». То есть, не может быть так, чтобы какой-то человек оставался на богослужении пассивным (разве что, он зашел в храм впервые и не знает ни смысла ни содержания богослужения).
Мне кажется, самое важное преимущество небольшого храма заключается в том, что сохраняется общение между прихожанами. Священник знает каждого прихожанина по имени, общение становится более близким, появляется возможность каждому уделить внимание. Помните, даже в классных журналах в школе не встречается больше 30 человек? В противном случае происходит некий разрыв в общении.
Думаю, что общение внутри общины очень важно — ведь, в итоге, храм становится маленькой семьей.
Церковь — это место правильной самооценки
— Хор храма Андрея Первозванного известен в Киеве не только красотой песнопений, но и тем, что, в свое время, им руководил регент с достаточно неформальной внешностью.
— (улыбается) Ну, сейчас у него уже совсем другая внешность…
Хор у нас молодой. Есть люди, окончившие духовную семинарию и академию, есть получившие диплом школы имени Лысенко, а впоследствии — Киевской консерватории.
Все они — творческие и одаренные люди. Кто-то из них в храме с детства, кто-то пришел относительно недавно, но все они живут церковной жизнью, регулярно исповедуются и причащаются.
Конечно, как всякие живущие в обществе люди, эти ребята соприкасаются с мирской культурой, которая волей-неволей накладывает свой отпечаток. Впрочем, несмотря ни на что, пение в храме все же влияет на личность плодотворно.
Это как закон — человек, пришедший в церковь, чтобы славить Бога, обязательно изменится в лучшую сторону. Конечно, это безумно трудно, но те часы, которые человек проводит в храме во время богослужения, очищают его, возвышают душу, опаляя благодатью Божьей все грехи. Изменения в людях видны невооруженным глазом, ведь церковь — это место правильной самооценки и отрезвления от забот мира. Гордыня и эпатаж отбрасываются моментально, в стенах храма ты показываешь не себя, да и не для себя все это делаешь. Ты поешь для народа Божия, чтобы вместе с ним быть одними устами и одним сердцем. В этом плане церковное пение кардинально отличается от, скажем, той же эстрады, где царят совершенно другие законы творчества. В храме эго подчиненно высшей цели, никто не пытается выделиться, задача одна — быть одним целым.
Конечно, все это не просто, но верующая душа, как бы ее ни трепали житейские заботы и внешний мир грехов, все-таки к этому способна. У каждого свой особый путь в церковь, но, тем не менее, у нас есть нечто общее, что всех объединяет — любовь ко Христу, Его Церкви и искреннее желание служить Господу, а не самому себе и миру сему.
Беседовала Любовь Дубова