Главная Ответ специалиста

«Не хочу врачом, хочу айтишником». Девятиклассник передумал поступать в медицинский вуз

Взгляд профориентолога
Девятиклассник передумал быть врачом. Как вести себя родителям, которые давно спланировали маршрут поступления сына и вложились в его подготовку? На вопрос читателя «Правмира» отвечает Анна Шапоренко, эксперт по самоопределению подростков и взрослых, управляющий партнер Международной ассоциации независимых карьерных консультантов. 

Вопрос. Ребенок с детства мечтал быть врачом. Но в 15 лет он заявил, что ненавидит биологию и хочет в IT. Мы в панике. Что делать?

Анна Шапоренко

Ответ. Первое, что стоит сделать — справиться с собственной паникой. Паника родителя наложится на тревоги и опасения подростка, и из разговора о будущем не выйдет ничего конструктивного.

Задайте себе вопросы: «Что я хочу для своего ребенка? Хочу ли я, чтобы он жил так, как мне кажется правильным, или чтобы он был счастлив? Хочу, чтобы он нашел дело себе по душе и профессионально в нем развивался, или меня устроит только то, что я сам считаю перспективным?» Если ваша позиция: «Я поддержу любой его выбор, я готов помогать, заботиться, быть рядом», тогда откровенный разговор возможен. Он в принципе возможен только из этой позиции. 

К слову сказать, это так сложно, что профориентологи, специалисты по самоопределению, например, не работают с собственными детьми. Увы, практика показывает, что в роли родителя почти невозможно удержать нейтральную позицию. Но если вы все-таки выбрали не прибегать к посторонней помощи, если готовы к разговору о будущем, тогда определитесь, чего вы все-таки хотите сами. 

Создайте условия для разговора

Выберите подходящее время для разговора по душам. Ребенок не должен быть уставшим после тяжелого дня, загруженным уроками или в плохом настроении. Важно попасть в то его состояние, когда он готов делиться мыслями, чувствами, но еще важнее — разговаривать. Ему должно быть комфортно, и ничего не должно его отвлекать, тревожить, требовать внимания или спешки. 

Самое важное в разговоре — создать безопасность. Дайте понять: «Мы на твоей стороне и готовы поддержать твой выбор».

Выслушивайте, не перебивая, даже если вам не нравится сказанное. Будьте осторожны с фразой «я хочу тебе помочь». Порой она мыслится нами как «я знаю, как лучше для тебя». Ваша задача — не давить, не ломать, не настаивать, не уводить в сторону, а создать рамки для обсуждения: «Давай вместе разберемся в твоем решении. Мы готовы его принять».

Выслушайте ребенка

Теперь нужно понять, что произошло. Совершенно нормально, что в 15 лет ваш сын, который с младенчества твердил, что будет доктором, теперь передумал. Мало кто в детстве мечтает стать проджект-менеджером или специалистом по информационной безопасности, акустиком или судмедэкспертом. В поле внимания ребенка не попадет финансовый аналитик и специалист дилерской сети в автопроме. В детстве мечтают о тех профессиях, которые уже знакомы: врач, учитель, космонавт, водитель трамвая. 

Разбираться нужно с тем, что именно изменилось. Спросите не «Почему ты передумал?» — это может звучать как агрессия из серии «почему не вымыл посуду, не сделал уроки». Лучше спросите: «В связи с чем ты изменил свое решение?» Надо не говорить, а слушать, задавая уточняющие вопросы, но не вставляя свои идеи.

Причин может быть много, и они разные: конфликт с учителем биологии, осознание сложности и длительности медицинского образования, неподходящие ЕГЭ или нежелание быть привязанным к будущему месту работы (больнице, поликлинике), трудность в поступлении и высокая конкуренция. 

Бывают и другие причины. Например, я знаю случай, когда девушка, мечтавшая о медицине, падала в обморок при виде крови. Это весомый аргумент передумать, ведь по сути это профнепригодность. Задача этого этапа — понять причину, не комментируя, и решить, нужна ли ваша помощь. 

Помогите исследовать новую сферу деятельности

Далее попробуйте разобраться со сферой IT. Почему подросток переориентировался туда? Возможно, это просто идея, что «IT — круто» или «там много зарабатывают», «можно работать из любой точки мира». А может, его действительно заинтересовали технологии.

Спросите мягко: «Что ты знаешь о сфере IT? Какие там есть направления? Какие области тебе наиболее интересны?» IT — это не только программирование. Есть еще информационная безопасность, разработка, продакт-менеджмент. Велика вероятность, что сын пока в этом плохо ориентируется. Вы можете предложить помощь. 

В конце концов, мы даже кроссовки примеряем перед покупкой. Будущее занятие тоже можно «примерить»:

  • Познакомьте ребенка с кем-то из ваших друзей, кто работает в IT. Встретиться, пообщаться, задать вопросы будет полезно. 
  • Найдите курсы по программированию, IT-лагеря (они бывают как летними, так и круглогодичными), изучите возможности Яндекс.Лицея.
  • Посмотрите ролики о профессиях на YouTube. 
  • Сходите вместе на день открытых дверей в вузы, предлагающие IT специальности.
  • У меня в канале размещена большая подборка бесплатных ресурсов по профориентации для подростков и взрослых. Вы можете пройти тесты вместе, чтобы определиться как с кругом интересов и типом личности ребенка, так и узнать о профессиях, в том числе в IT, которые ему могли бы подойти.

Найдите профориентолога 

Иногда стоит найти профориентолога. Важно, чтобы это был специалист, который не просто проведет тестирование, но и поможет подростку сначала разобраться в себе («какой я, какие мои сильные стороны»), затем изучит с ним мир профессий, сопряженных с IT. И только потом поможет сделать осознанный выбор. 

Родителям важно понять: когда выбор делает сам ребенок, у него есть и мотивация, и силы двигаться дальше.

Если же выбрать что-то за него, последствия могут быть печальными и непредсказуемыми.

Знаю немало случаев, когда у человека нет мотивации продолжать двигаться в выбранном для него направлении. Недавно у меня была клиентка, которая окончила медицинский и сказала: «Диплом подарю маме, а порог больницы больше не переступлю. Не выношу это все». Лучше разобраться со всем в 15 лет, чем после вуза.

Проявите гибкость

Не стоит забывать, что нас пугает изменение понятного, социально одобряемого трека («буду врачом — стану помогать людям»). Часто родители не только детально продумывают образовательный трек, но и начинают предпринимать усилия для его осуществления. Но мы живем в мире, который стремительно меняется, ежедневно преподносит сюрпризы. 

Еще недавно эйчары спрашивали на собеседовании: «Кем вы видите себя через пять лет?» Теперь вопрос звучит странно. Его никто больше не задает. Маловероятно, что мы сами знаем ответ для себя. Горизонт планирования снизился. А залогом успешной карьеры теперь стали гибкость, умение меняться и принимать в расчет обстоятельства. Если впереди обрыв, не нужно жать на газ, «потому что я решил ехать прямо, не сворачивая». Остановиться, подумать, выбрать другой маршрут бывает полезно. 

Стать программистом — это не окончательный выбор. Завтра ваш сын может передумать снова. Поэтому спросите: «Какая помощь тебе нужна, чтобы разобраться в IT?» Возможно, он сам все изучит, а ваша задача — просто быть рядом. Это нормально, что дети в чем-то разбираются лучше нас. 

Разговор о будущем между вами и ребенком не станет единственным. Ваша задача при первой такой беседе — выяснить ситуацию, причины и силу намерений подростка. Возможно, фраза «хочу в IT» сказана, чтобы вас успокоить, потому что ребенок сам не знает, чего хочет. И тогда вы вместе сможете начать искать варианты.

Ребенок передумал быть врачом. 7 шагов, чтобы разобраться в причинах и помочь 

  1. Успокойтесь сами. Разберитесь со своими страхами и установками. Ваша цель — поддержать выбор ребенка, а не реализовать свой план.
  2. Создайте безопасные условия для разговора. Выберите подходящее время, заявите о своей поддержке, слушайте больше, чем говорите.
  3. Выясните причины смены интересов. Задавайте открытые вопросы («что повлияло?»), слушайте без оценок и комментариев. Причина может быть серьезной (обморок при виде крови) или временной (конфликт с учителем биологии).
  4. Исследуйте новую сферу интереса ребенка вместе. Помогите подростку понять, что такое IT на практике: предложите курсы, профильные лагеря, беседы с профессионалами, дни открытых дверей.
  5. Сохраняйте нейтральную и доверительную позицию. Избегайте оценок, доверяйте ощущениям подростка. Ваша роль — поддерживающий слушатель, а не руководитель проекта.
  6. Рассмотрите помощь профориентолога, чтобы выбор был более осознанным.
  7. Примите гибкость как норму. Современный мир требует умения менять решения. Окончательный выбор в 15 лет делать сложно. Ваши фразы-помощники: «Как я могу тебе помочь во всем разобраться?» и «Я готов поддержать твой выбор».

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.