Февраль 2014
Перейти в календарь →
Ждём Вас!
18
октября
в 19:00

Не кричи ни «бесы», ни «Освенцим»

|

Наверняка все помнят эту притчу про мальчика-пастушка, который каждый день от скуки кричал «волки!», и ему на помощь спешила вся деревня. А потом всем надоело бегать по прихоти малолетнего провокатора, и когда однажды волки и в самом деле напали на стадо, никто не пришел ему на помощь, сколько он ни надрывался.

Фото Анны Гальпериной

В рунете нынче разве что ленивый не кричит про волков. Ну вот из свежих примеров: борьба с антигейским нашим законодательством ведется под неустанные напоминания об Освенциме, ведь нацисты отправляли геев в концлагеря наравне с евреями. Распространяется призыв против запрета на однополое усыновление, он сопровождается фотографией детей из Варшавского гетто. Словом, не дать усыновить ребенка в однополую семью-то же, что объявить его недочеловеком и убить в газовой камере, разницы нет.

Но и с другой стороны ничуть не слабее крики: на сайте некоего православного «отдельного дивизиона», который ставит своей целью «пропаганду истинных семейных ценностей», целый раздел посвящен оппозиционным политикам. Их стилизованные портреты сопровождены оскорбительными характеристиками и надписями «осторожно, бесы». Согласно православному вероучению, каждый человек есть творение и образ Божий, хоть и искаженный грехопадением, и Христос умер за этого человека на кресте точно так же, как и за нас с вами. Это обязывает относиться к нему с уважением при всем возможном несогласии с его делами и поступками, а скажешь «бес» — и всё ясно, с ним можно только бороться на уничтожение, с ними нельзя спорить, его вообще нельзя слушать.

Наверное, объяснять, что тут сделано неправильно, не стоит — если человек этого сам не понимает, если считает, что в борьбе за правое дело любые средства хороши, то ему не объяснишь, «что такое хорошо и что такое плохо». Ну просто орган для различения этих понятий отсутствует, что ли, как у меня нет музыкального слуха, а кто-то не распознает запахи, а кто-то — цвета.

Но можно сказать другое: такая тактика, при которой твой оппонент сходу объявляется фашистом или бесом — неэффективна. Во-первых, по той самой причине, что и в притче: эти понятия будут совершенно обессмыслены, превратятся в погремушку, которая всегда на виду, но ничегошеньки не значит. И значит, тем легче будет своего добиться самым настоящим фашистам или бесам. Самый простой способ им помочь — это их замаскировать и убедить всех вокруг, что на самом деле их не существует, что они — всего лишь такой риторический прием.

Такая риторика вообще-то убеждает лишь тех, кто и без того убежден, а колеблющихся скорее отталкивает. Людям свойственно взвешивать доводы сторон, а не просто подчиняться самому громкому окрику — и в любом случае всегда найдется кто то, кто крикнет еще громче. Именно по этой причине трудно бывает смотреть всевозможные ток-шоу на ТВ, а еще труднее — участвовать в них: любая здравая мысль смазывается на фоне визга и крика, остается неуслышанной для большинства участников.

Еще одна опасность состоит в том, что такими заявлениями ты развязываешь своему оппоненту руки. Я для тебя фашист или бес? Ну так я не буду стесняться в средствах, ты ведь заранее с этим согласился.

Но самое худшее даже не это. Расчеловечивая оппонента, представляя его в виде вселенского зла, спорщик сам идет по пути фашизма или бесовства. Фашисты не спорили с евреями, цыганами, гомосексуалистами и далее по списку, не слушали их доводов, не ждали их оправданий — они просто считали для себя полезным всех их уничтожить. И бесы, надо полагать, примерно так относятся к нашим бессмертным душам.

И вот когда мы видим в другом не человека с ошибочными взглядами и неверными поступками, который, тем не менее, в чем-то может быть прав и может даже указать нам на недостатки нашей собственной позиции, который сущностно равен нам — а видим всего лишь объект для безусловного уничтожения (пусть пока что полемического), мы действуем точно по фашистской или бесовской модели. Над чем поглумишься, тому и поклонишься.

В странах с высокой правовой культурой действует принцип: суд не принимает доказательств вины, добытых с нарушением закона. Оправдан будет на таком суде вор Кирпич, которому честный оперативник Жеглов подложил бумажник, приговаривая «вор должен сидеть в тюрьме». И не потому, что Кирпич лучше Жеглова, вовсе нет, а потому, что стоит разрешить такое — и в массовом порядке совсем другие оперативники начнут подбрасывать улики для улучшения отчетности и раскрываемости. И Кирпичей на всех не хватит, придется случайных граждан сажать — что, к сожалению, в нашей стране далеко не редкость.

Полагаю, что точно так же и читающей публике стоит решить раз и навсегда: в принципе не принимать нечестных аргументов с переходом на личности, а паче того — с попыткой расчеловечить оппонента, представить его в облике эсесовца с автоматом или беса-искусителя. Ну просто из чувства самосохранения, потому что следующим бесом в следующей пропагандистской кампании можешь оказаться ты сам.

И если деревня наконец-то перестанет прибегать к малолетнему крикуну, если скандальные обзывалки в сети перестанут собирать лайки и перепосты — тогда, возможно, крик утихнет и можно будет поговорить по существу. Взвешивать аргументы, рассматривать проблемы с разных сторон… Скучно, конечно, быть взрослым и ответственным. Но иногда приходится, не всё же за мнимыми волками гоняться.

Да, кстати, если кто-то с чем-то не согласен в моей статье — он эсесовец с гранатой и сущий демон в человеческом обличье, так ему и передайте.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: