1.
Двенадцатилетняя дочь Джеки, Брук, вызывающе вела себя с учительницей математики, миссис Браун. Джеки уже не знала, что и думать, слушая жалобы Брук на учительницу. Джеки, конечно, осознавала, что у ее дочери довольно сложный характер. Ей годами приходилось терпеть непослушание Брук, до того как я начал с ними работать.
Мы с Джеки понимали, что Брук способна сильно преувеличить, но еще у нас сложилось впечатление, что миссис Браун трудно справляться с неуправляемыми учениками. Я слышал рассказы о суровых методах миссис Браун и от других родителей и детей. Я поговорил об этой учительнице с директором школы, и он признался, что миссис Браун уже не раз просили изменить ее жесткий стиль преподавания и на какое‑то время все даже становилось лучше, но потом она бралась за старое.
На родительском собрании я смог поговорить с миссис Браун в качестве представителя Джеки. Оказалось, что миссис Браун была склонна к следующему поведению.
Допросы. Миссис Браун часто задавала Брук вопросы «почему» и «как так вышло», например: «Почему ты не сделала уроки?» и «Как так вышло, что ты не обратилась ко мне за помощью?» Брук не чувствовала себя в безопасности, когда ее допрашивали. А чем бό́льшую угрозу Брук чувствовала, тем воинственнее становилась.
Обвинения и стыд. Важную роль в преподавательской манере миссис Браун играли «ты-утверждения» и невербальные презрительные жесты (закатывание глаз, вздохи, качание головой). Из-за того, что она постоянно обвиняла в чем‑то учеников, они испытывали стыд. Однажды миссис Браун сказала Брук: «Ты вообще не стараешься». После этого Брук тут же ушла в глухую оборону.

Навешивание ярлыков. Негативные ярлыки оказывают в классе не менее разрушительное воздействие, чем дома. Миссис Браун навесила на Брук ярлык пофигистки, что очень расстраивало Брук. Позже она спросила меня: «Если миссис Браун считает, что я пофигистка, зачем мне вообще стараться?»
Невнимание к положительным моментам. Брук, как и многие неуправляемые дети, очень обижалась из-за того, что миссис Браун не дает ей возможности проявить себя. Она сказала мне: «Миссис Браун даже не замечает, когда я поднимаю руку».
Скорее всего, сейчас у вас появилось много вопросов, в том числе:
— Учитель слишком критикует ребенка?
— К моему ребенку действительно относятся справедливо?
— Достаточно ли делает школа, чтобы предотвратить трудности, которые ожидают ребенка?
— Учитель или школа навешивают на ребенка негативные ярлыки?
— Если у ребенка проблемы в школе, значит ли это, что я плохой родитель?
Все эти вопросы вполне нормальны. Большинство родителей неуправляемых детей говорили мне, что у них возникали подобные мысли. Главное — не дать себе попасть в эмоциональную ловушку. Вы не хотите неверно оценить ситуацию или выместить свои негативные чувства на школе.
Ваша цель — объяснить школе потребности вашего неуправляемого ребенка и убедить ее работать вместе с вами.
Я видел, как многие родители непослушных детей буквально с катушек слетают, когда приходят в школу, где учится ребенок. Постарайтесь не дать школьному персоналу и школьной политике вас запугать — и не компенсируйте свои опасения избыточной агрессивностью и требовательностью в общении. Это лишь помешает вашей успешной совместной работе.
Некоторые родители, с другой стороны, не борются за права ребенка с достаточным усердием, считая, что в школе и так все знают и им нечего больше объяснять. Ваша обязанность — защищать образовательные и эмоциональные потребности ребенка, если вам кажется, что школа обеспечивает их в недостаточной степени. Но для этого вы должны работать вместе с педагогами.

В вышеописанном примере с Брук Джеки в конце концов привела Брук на личную беседу с миссис Браун, и они смогли преодолеть свои разногласия. Миссис Браун согласилась — с одобрения директора — смягчить свой подход к Брук. Они договорились, что будут проводить беседы каждые две недели, чтобы все заинтересованные стороны могли следить за прогрессом и нести свою часть ответственности. Брук довольно быстро стала вести себя менее вызывающе, когда поняла, что теперь работает вместе с мамой и учительницей.
2.
Давайте предположим, что учитель вашего ребенка или другой сотрудник школы связался с вами и сообщил, что у ребенка проблемы с дисциплиной — например, он что‑то натворил во время урока.
Будьте спокойными и твердыми. У вашего ребенка есть право получить максимально качественное образование, будь то государственная или частная школа, онлайн-курсы или какая‑либо другая образовательная программа. Вы, однако, не имеете права срывать свои эмоции на сотрудниках школы, обвинять их в чем‑либо или вести себя с ними невежливо.
Действуйте проактивно. Узнайте все что можете о школе своего ребенка и нынешней ситуации в классе. Чем больше вы знаете, тем легче будет ваша задача.
Зайдите на сайт школы, почитайте в Сети отзывы. И конечно же, информацию из Сети лучше подтвердить в личном общении с информированными родителями.

Оставайтесь вовлеченными. Тщательно следите за тем, что происходит в школе. Знайте, какие сейчас заданы проекты и уроки. Свяжитесь с учителями вашего ребенка в начале учебного года и старайтесь общаться с ними чаще. Показывайте, что вам действительно интересно, как учится ребенок.
Консультируйтесь со знающими профессионалами. Общайтесь с педиатром, психологом, социальным работником и другими специалистами, которые контактируют с ребенком. Советую также неформально поговорить с сотрудниками школы, которые готовы поделиться с вами своим мнением, даже если и не под запись (учителя, методисты, психологи). Ни в коем случае не пытайтесь использовать полученное мнение для обострения конфликта со школой.
Ясно сформулируйте, чего вы хотите. Школе нужна конкретика. Вам нужно объяснить, что именно вы хотите изменить, чтобы удовлетворить образовательные потребности вашего ребенка.
Недостаточно просто сказать, что школа не справляется со своими обязанностями. Вы должны точно знать, что необходимо изменить.
Если не уверены в ответе на этот вопрос, проконсультируйтесь с людьми, которые могут дать вам совет.
Расскажите учителю все, что необходимо знать о ребенке. Если вы заметили изменения в поведении ребенка, его оценках или отношении к школе, немедленно свяжитесь с учителем. Чаще обсуждайте с учителем и с другими людьми склонность вашего ребенка к вызывающему поведению. Получайте информацию в течение всего учебного года. Если ваш график позволяет, ходите на родительские собрания. Если не можете прийти сами, попросите кого‑нибудь рассказать вам, что там обсуждали.
Хвалите учителя. На учителей много всего наваливается — ежедневные обязанности, голосовые сообщения, электронные письма, давление со стороны коллег,— так что они часто чувствуют себя измотанными и недооцененными. Напишите любезную записку, отправьте электронное письмо или позвоните и скажите спасибо, когда учитель вашего ребенка общается с ним в позитивной манере.
Отстаивайте свои права, но не раздражайте. Возможно, ваш ребенок похож на Брук, а у его учителя такой же тяжелый характер, как у миссис Браун. Ребенок, может быть, и не ангел, но учитель его при этом вообще не поддерживает. Если у вашего ребенка проблемы, то в первую очередь получите точную и конкретную информацию из школы. Не выносите учителю вердикт, основываясь на информации из вторых рук.
Фото: freepik.com