“Несправедливая” истина

Рождество Христово событие столь необыкновенное, исключительное в истории человечества, что не поддаётся никакому объяснению и анализу с житейских позиций. Но в то же время значение его так велико для всего человечества и для каждого человека, что проявляется оно в самых разных условиях и обстоятельствах.

Иудейский народ во времена пришествия в мир Господа находился в положении униженном и подневольном. Всюду зрело недовольство «оккупационным» режимом, то и дело раздавались призывы к восстанию и свержению ненавистного Римского ига. Не хватало только идейного вождя, лидера, который сумел бы консолидировать общественные силы и направить их на борьбу с тиранией. Вся Иудея ждала появления такого человека, чаяла такого развития событий. Сбросить гнёт иноземных захватчиков, обрести свободу и независимость – это ли не главное чаяние любого порабощённого народа?!

Но подлинный, духовный Вождь и не только иудеев, но всего человечества родился, как мы знаем, неприметно и скромно в загоне для скота, в крайней нищете и уничижении.

И уже этим Своим рождением Господь возвестил миру, что спасение состоит не в каком-то особенном политическом состоянии общества, и не в каком-то особенном имущественном и социальном положении его членов, а в приобщении иной жизни, свету, озаряющему человека изнутри, в тишине и сокровенной неприметности.

Скажем прямо – всех нас тревожит наступивший год, то состояние неопределённости и смутных предчувствий, в которых пребывает общество. Но в назревшем возмущении несправедливостью, в желании перемен всё-таки не будем забывать, что трудно себе представить большую несправедливость, чем рождение Бога в хлеву и пребывание Господа в кормушке для скота.

Конечно, безбожники вольны поступать, как им вздумается, как им велит их мятежный дух, но всякий, называющий себя христианином, должен пристальнее вглядеться в суть этого величайшего события – Рождества Христова.

И главный урок для нас – нынешних христиан – неизменен: Истина приходит в мир прикровенно, в тишине и крайнем уничижении, в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И из всех возможных вариантов прихода в мир всевластная Истина Сама избрала именно этот путь – путь кротости и смирения.

Мы сейчас стоим на пороге, как нам кажется, грандиозных перемен. Разумеется, все ожидают лучшего, построения справедливой жизни. Но в настоятельном требовании справедливости, в этом стремлении есть и обратная сторона.

Человек, который ревностно требует справедливости по отношению к себе или к своим собратьям в широком, юридическом смысле,во многих иных, неизвестных обстоятельствах и делах по той же справедливости зачастую заслуживает наказания. Тем более это верно с точки зрения высшей, беспристрастной справедливости!

Но ведь этого не случается и человек, повинный во многих грехах, а иногда и преступлениях, продолжает жить не по закону справедливости, а по закону снисхождения, милости. И вот, когда человек настоятельно и властно начинает требовать справедливости – в силу вступает закон справедливости высшей и… человек теряет многое из того, что имел, потому, что имел не по справедливости, а по милости, которую совершенно перестал осознавать и ценить.

Мы совсем не справедливо считаем себя заслуживающими каких-то благ и удобств. А часто и крайнее наше убожество – это дар незаслуженной милости, возможность искупления собственных тяжких грехов и изменения посмертной участи наших ближайших предков.

Об этом больно говорить, но ведь кроме миллионов людей, несправедливо погубленных в темницах и горьких работах… кроме сонма замученных праведников в недавнем прошлом были и миллионы предававших, мучавших, казнивших и одобрявших это всё с безумным восторгом… И вот, их потомки требуют теперь для себя счастливой и обеспеченной жизни. Но есть ли в этом хоть какая-нибудь справедливость?

Можно сказать: сын за отца не отвечает. Но это утверждение верно лишь в земном, юридическом смысле. В духовном же измерении «иное суд Божеский, а иное – человеческий». И Бог «наказывает детей за вину отцов, ненавидящих Его, до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5).

Скажут: это жестоко и не справедливо. Но не нам судить о справедливости законов, управляющих миром, и те, кто со звериной яростью бросился некогда разрушать «старый мир», были воспитаны так, что об этом законе возмездия знали и пошли на его попрание сознательно. А те из нынешних, кто должен понести последствия этого попрания, не могут не знать об исключительной и преобразующей силе покаяния, которое способно и гнев Божий преложить на милость.

Но вместо принесения искреннего покаяния, мы дерзаем пред Богом требовать для себя каких-то особенных благ, не освобождаясь от бремени собственных грехов и последствий грехов своих близких, а лишь усугубляя вину и отягощая грядущее наказание.

Сознательная покорность, совершенное смирение и кротость в самых удручающих обстоятельствах – это никак не признак «забитости», а благословенный удел совершенных, средство приобретения сокровищ и благ истинных, настолько превосходящих наши представления о благе и довольстве, насколько небо отстоит от земли. И это нам, именующим себя христианами, нужно твёрдо помнить! Благословен и блажен, то есть в высшей степени счастлив тот, кто милостью Божией терпеливо и со смирением переносит приключающиеся  с ним напасти.

Но если кто из христиан не находит в себе силы жить по закону духовному, а желает жить по закону плотскому, человеческому, то и благ, обещанных нам этим законом пусть добивается, проявляя доступную ему меру смирения и благоразумия. Ничуть не считая себя правым, но именно немощным в вере. И пусть тогда, проявляя активность и настойчивость в установлении житейской справедливости, этот человек, по крайней мере, не пренебрегает законом человеческим. Тем более что этот закон, если можно так сказать, есть крайняя ограда благочестия, за пределами которой ни о каком христианстве уже говорить не приходится.

Господь устрояет все наши земные дела наилучшим образом в той мере, в какой мы сами предаёмся Ему. И в какой степени мы заботимся об исполнении заповедей Божиих, в той же степени Господь берёт на Себя заботу об устроении нашей земной жизни. Это закон духовный и закон действенный, достаточно только начать его исполнять.

Ходившие на Болотную площадь, и на проспект Сахарова, пылавшие «благородным» гневом и возмущением, исполненные решимости и далее добиваться справедливости с шумом и настойчивостью – пусть они назовут хоть одну заповедь Христову, которую они исполнили, совершая всё названное.

И, напротив, от имени всех тех, кто так же терпит скорби и напраслины и несправедливости, но по вере переносит это всё с кротостью и терпением, – от их имени можно назвать множество благословенных заповедей, которые они исполнили ради Христа.

Так неужели об этих – «последних», об устроении их жизни на добрых началах менее попечётся Господь, чем о «первых» – презревших исполнение Его заповедей?! Если так считаем, то не знаем мы ни правды, ни силы Божией!

Нам в Отечестве нашем именно не хватает веры, доверия Богу, которые мы пытаемся заменить гордой самонадеянностью. И вместо того, чтобы все свои поступки, слова и помышления строго сверять с Евангелием, мы полагаемся, как думаем, на себя, а на деле – на лукавого духа, неприметно, но явственно действующего в народе. И цель этого духа ни в коем случае не созидание, но разрушение добрых устоев и разложение добрых нравов, под видом правдолюбия и ревности о справедливости.

Безбожные силы, боясь возрождения могучей страны, ссылаются на недавнее прошлое, проводят аналогии с ним. Но такое сравнение, как ни погляди, лукаво, потому что нынешнее единство созидается на иных началах и, очевидно, стремится к вере, а не попирает её. Бес лукавый некогда, глумясь над Царствием Божиим, хотел без Бога построить рай на земле, но посрамился, и теперь сам же пугает этим страшным примером людей, чтобы они, обратившись к Богу, не стали созидать жизнь в единстве, основанном на исполнении Христовых Заповедей.

Как закваска порока не сразу растлила народ, но понадобилось для того многое время борьбы, жестокости и насилия, – так и закваска веры, чистоты и благости, особенно усердно насаждаемая в последние годы Церковью, непременно принесёт свои благие плоды в масштабе Отечества. Только для этого должно пройти время.

Как Господь родился в безвестности и смирении, и постепенно озарил весь мир, так и наше общество, пребывающее во тьме страстей, может быть преображено благодатью Христовой, но не сразу, а постепенно, посредством созидательного и мирного труда.

И главная тайна, сокровенная, освящающая тайна причастности Христу, заключается в том, чтобы не требовать с шумом для себя добра и света «по закону», а отдавать его сокровенно и негромко другим «по милости».

Читайте также:

Православие и мир
Схиархимандрит Илий о митингах: послесловие (+ Видео)

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Чтобы ответить на вопросы и недоумения читателей, мы отправились к отцу Илию, чтобы спросить его самого… Подходит моя очередь. Отец Илий долго думает перед тем, как ответить на мой вопрос: Что же стало причиной тому обращению?

 

Православие и мир
Протоиерей Всеволод Чаплин: Непраздн(ичн)ые мысли

Протоиерей Всеволод Чаплин

10-дневное “веселье” может создать у власть имущих и у некоторой части народа впечатление, что все вернулось на круги своя, к политической тиши прошлого десятилетия. Нет, не вернулось. И уже никогда не вернется.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Мы публикуем известное духовное произведение авторства преподобного Серафима Вырицкого “От Меня это было”. Читайте полный текст…
Почему чаще всего “христианская власть” не отличается ни от какой другой
Эти язвы должны пронзить наше сердце болью сострадания и надежды

Поддержи Правмир

Сделай вклад в работу издания

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: