Ключевые изменения в стандарте
Документ разместили для общественного обсуждения на портале Минпросвещения. Здесь собраны отзывы от учителей, родителей и экспертов.
Утвердить его планируется в ближайшие месяцы, а внедрят новый стандарт с 1 сентября 2027 года.
Те, кто в этом году пойдут в 11 класс, смогут доучиться по старым нормам.
При этом прием на обучение по действующему сейчас ФГОС от 17 мая 2012 года, прекратится с 1 сентября 2028 года.
Проект вводит обновления во ФГОС для профилизации обучения, усиливая практическую ориентацию и профориентацию. Школы смогут более гибко формировать профильные классы с учетом региональных нужд в кадрах.
Изменения затрагивают учебные планы по основным предметам, включая математику, русский язык и обществознание, с акцентом на компетенции для рынка труда.
Учебный план в десятых и одиннадцатых классах предусматривает обязательное изучение минимум 13 учебных предметов. Два из них — на углубленном уровне.
Стандарт также учитывает цифровизацию образования. Так, в курсе информатики появятся модули по искусственному интеллекту, машинному обучению и анализу больших данных.
Появится новая норма по словарям: у каждого ученика должен быть как минимум один словарь по русскому языку – в печатном или электронном виде.
В числе основных предметов для изучения включен второй иностранный язык. Его можно будет изучать по заявлению родителей и «при наличии в школе необходимых условий».
Какие профили обучения появятся в старших классах
На уровне среднего общего образования стандарт предусматривает как базовое обучение, так и профильные программы.
В документе названы шесть профилей:
- агротехнологический;
- естественнонаучный;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- технологический;
- универсальный.
На углубленном уровне могут изучаться математика, информатика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, литература и иностранный язык.
Школам разрешат формировать индивидуальные учебные планы, включая углубленное изучение отдельных предметов, в пределах осваиваемой программы.
Внутри школам разрешат формировать более узкие направления — медицинские, инженерные, лингвистические, психолого-педагогические — на базе факультативов и внеурочной деятельности.

Фото: Пресс-служба Минпросвещения\пресс-служба ИРПО
Учебный план и обязательные предметы
Учебный план, согласно проекту ФГОС, должен обеспечивать от 2312 до 2516 учебных часов за два года, но не более 37 часов в неделю на одного ученика.
Обязательными для изучения остаются русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, «Основы безопасности и защиты Родины» и физическая культура.
В учебных планах должны быть предусмотрены отдельные часы для проектной деятельности всех обучающихся.
Внеурочная, проектная и исследовательская деятельность
Внеурочная деятельность объявляется обязательным элементом программы и может занимать до 680 часов за два года.
Отдельный блок документа посвящен развитию универсальных учебных действий и проектно-исследовательской деятельности.
В стандарте прямо указано, что программа должна формировать у старшеклассников опыт применения современных методов и технологий, включая цифровые инструменты, компьютерные вычисления и средства искусственного интеллекта, а также навыки подготовки и публичной презентации исследовательских и социальных проектов, в том числе в интернете.
Структура основной образовательной программы
Общая структура основной образовательной программы старшей школы, как следует из стандарта, включает три раздела:
- целевой (сюда входят цели, задачи и планируемые результаты, а также система оценки этих результатов);
- содержательный (программы отдельных учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности, программа развития универсальных учебных действий, рабочая программа воспитания и, при необходимости, программа коррекционной работы);
- организационный (определяет учебный план, план внеурочной деятельности, календарные планы и систему условий реализации программы).
Единство образовательного пространства и вариативность
В пояснительной части ФГОС отмечается, что стандарт должен обеспечивать единство образовательного пространства страны, в том числе единство учебной и воспитательной работы, преемственность программ основного и среднего общего образования и государственные гарантии уровня и качества обучения.
Отдельно говорится о вариативности содержания программ, возможности разных уровней сложности и учете потребностей одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программы среднего общего образования будут разрабатываться школами самостоятельно, но их содержание и планируемые результаты не могут быть ниже соответствующих показателей федеральных основных общеобразовательных программ.
При этом в обязательной части программы школы должны напрямую использовать федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и предмету «Основы безопасности и защиты Родины».
Гражданская идентичность и ценности
Среди ключевых задач стандарта называется «формирование российской гражданской идентичности» школьников, в том числе осознания принадлежности к общности граждан России, готовности пользоваться гражданскими правами и выполнять гражданские обязанности, а также участие в жизни государства и развитии гражданского общества.
Стандарт подчеркивает сохранение культурного разнообразия и языкового наследия народов России, право на изучение родного языка и приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.

Пресс-служба Минпросвещения
Оснащение кабинетов
В стандарт будут включены четкие требования к оборудованию школьных кабинетов.
Разработан базовый перечень необходимого оборудования для кабинетов физики, химии, биологии. Это поможет обеспечить единый минимальный уровень оснащения во всех школах страны.
Например, в кабинете биологии помимо парт, столов, интерактивной доски, шкафов для хранения, таблиц должны быть комплект гербариев по систематике растений с определительными карточками, цифровой микроскоп бинокулярный (с камерой), палочка стеклянная, ложка для сжигания веществ, спиртовка лабораторная, колба коническая/круглодонная и другое.
А в кабинетах химии обязательно должны быть пособия по технике безопасности, а также набор для электролиза, приборы для опытов с электрическим током, для окисления спирта над медным катализатором, для получения растворимых веществ в твердом виде и прочее.
Образовательная среда и требования к педагогам
В требованиях к условиям реализации программы сказано, что результатом выполнения стандарта должно стать создание «комфортной развивающей образовательной среды», обеспечивающей качество обучения, его доступность и открытость, а также безопасность и охрану физического и психического здоровья обучающихся.
Организация должна быть укомплектована квалифицированными педагогами, владеющими своим предметом, методиками обучения и цифровой грамотностью, в том числе способными сопровождать исследовательскую и проектную деятельность школьников.
В документе закреплено требование о непрерывном профессиональном развитии педагогов: дополнительные профессиональные программы они должны осваивать не реже одного раза в три года.