Главная Человек Скорби и болезни

О болезни

Дайте пирогу чувство, мысль, язык… Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь… Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости… И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал?

     Болезнь — дело Божией Премудрости

      Милость Божия буди с вами! Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша.
      Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. Следовательно, не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокойтесь на этом, — и не загадывайте, не смотря на болезнь ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет также открыта, как и теперь. Пройдет болезнь, и съездите в Москву.
      Вот причастились св. Христовых Тайн. Слава Богу. Еслиб тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое то — все мелочь.
      Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что милостивый Господь не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.
      (№ 1381 письмо 848 вып.5 стр.4)
 
      Болезнь

      Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Оне указывают скорей на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу.
      12 июля 1888 г.
      (№ 1384 письмо 864 вып.5 стр.6)

* * *

      Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.
      (№ 1385 письмо 1018 вып.6 стр. 18)

* * *

      Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому все, что от Господа бывает к добру.
      Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.
      Даруй Господи поправиться и вашему гимназисту. Пусть гуляет побольше… чай и купанье хорошо. Молочком отпаивайте. Болящую Любовь спаси Господи!
      Я лечусь молоком, и кроме молока никакой пищи. — Это для обновления крови.
      (№ 1383 письмо 1298 вып.8 стр. 57)

* * *

      Очень жалею о болезни Чернички. Помоги ей Господи справиться. — Хорошо, что скоро захватили. Это должно быть воспаление печени, или другое какое ея поражение.
      Опасность тут может быть только от запущения. Но как доктор под рукой… и начато лечение; то дней через пять все пройдет. Терпение только подай Господи… Я посмотрел у Гомеопатов. Они не робеют пред этой болью. Главное у них — Аконит, Белладонна, Колокинт, Хомомила, Меркурий. Но когда доктор указал свои средства — это все одно. Благодушествуйте!
      Да приближится к вам Матерь Божия с помощью! и Ангелы Хранители ваши да покроют вас крылами своими!
      Я знал в С.-Петербурге одного генерала, который все болезни производил от душевных состояний. — Но все же и это милость Божия, хоть и не сладкая, но душеспасительная.
      Был еще один доктор, который не брался лечить прежде, нежели больной не исповедуется и не причастится св. Христовых Тайн. Бывает, что болезнь схватывает, чтоб пробудить душу заснувшую.
      Всякого благодушия желаю вам и болящей.
      (№ 1382 письмо 1368 вып.8 стр.58)

* * *

      Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: «эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтоб хоть этим остепенить меня. Он уж не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти близится; и когда придет, что делать моему окаянству? Господи Боже мой! Пощади немощное создание Свое!»   В болезни -то хоть и легкой, все смерть придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, сколь верно слово Премудрого: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7,39).
 
      Болезнь и память смертная

      Б. больна… Пусть в это благовремение научается памяти смертной — спасительной… Здоровому трудно помнить… Господь для того и болезнь посылает, чтобы напомнить о смерти… а отсей памяти перевесть и к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти.
      (№ 1431 письмо 861 вып.5 стр.8)
 
      Мысли во время болезни

      Н.Н.
      Воодушевитесь!
      Весело смотрите в глаза болезни… Но мечтайте меньше… Пойдут в голове роиться разные пустяки… Браниться будете с кем попало… Все это в мыслях… Потом все пройдет.
      Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома… Благодарите Господа. А все-таки молитесь, да благоволит оздороветь вам.
      Спаси вас Господи! С праздником и забыл поздравить!
      Ваш богомолец

E.Феофан      

      (№ 1415 письмо 642 и 643 вып. 4 стр. 86)

* * *

      Благослови вас, Господи!
      Ропотливость ваша и упадок духа — хороший знак. Это предвещает скорое прекращение болезни.
      Что доктора врозь пошли — это потому, полагаю, что и болезнь изменилась: была в печени и прошла. А когда вы в другой раз простудились, явилась другая болезнь — катаральная. Это ныне повсюдная немочь: ибо грипп — катарального рода болезнь. Если в печени не чувствуете боли, то надо поверить второму доктору. Впрочем смотрите сами. Ваши мысли об отчаянном будто положении своем никуда негожи. Это враг мутит. Кто может сказать, что будет? Один Бог, но враг, богом себя нечестиво заявляя, всюду встревает с своим пророчеством лукавым, и веру возмущает и покой от сердца отгоняет. Не слушайте его, а стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет… и здравы будете, и поработаете Господу в какой-либо обители.
      (№ 1416 письмо 643 вып. 4 стр.87)

* * *

      За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь, и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали, и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем — «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
      И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна — крест произвольный или непроизвольный.
      Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не по тому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.
      Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас: а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.
      (№ 1390 письмо 746 вып.4 стр.63)

  В дни недуга

      Христос Воскресе!
      Воскресший Господь да подаст вам утешение и мужество: одно, чтоб утишить прискорбность положения, другое, чтоб иметь силу подъять и нести тяготу ея.
      Господь близ нас, и Богоматерь, и небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видя, ужели не состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они — вся любовь, то всё, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?!
      То же, что бывает между пирогом жареным в печи, и между хозяйкою. Дайте пирогу чувство, мысль, язык… Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь… Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости… И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь… и проч… и проч… Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи немного… и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Не наглядеться!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?!.. Эко диво-дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. — Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы — все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами… Перестаньте это делать и лежите спокойно.
      Разъезжать же что толку. (Спрашивалось благословение: не поехать-ли к доктору какому). Уж ездили… Терпения благодушного вам желаю. Спасайтесь!

Е.Феофан     

      11 апреля 1892 г.
      (№ 1391 письмо 31 вып.1 стр.66)
 
      О болезни и образе жизни

      Милость Божия буди с вами! Поболели? — Но славу Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительны в жизни и общей, тем паче духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти… и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители. Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно держал себя. Афонских отцов спаси Господи! Они хорошо действовали. — Брат же ваш и сын … мудреныя судьи… как это у них все клеится?
      Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в возстановлении сил — побочное дело… Главное — пища свежая, непорченная, воздух чистый… и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, — и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. — Немец Гуфеланд написал науку, к долголетней жизни, где превозносит и постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, — а от духа и тело причащается той же жизни… Дух сокрушен, покаянныя чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшаго возстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха не много снизойти к немощам тела, — в сне, труде, стоянии, в пище. Это уже после страстной.
      Вот лето… можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же и яйца… ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.
      (№ 13971 письмо 694 вып. 4 стр. 74)
 
      Душевое настроение больного чахоткою

      Милость Божия буди с вами! Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. — Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия!» Жить-ли, умереть-ли, да будет как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довесть до того, чтоб оно не давало пораждаться какому-либо, относительно сего, безпокойству.
      С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением.
 
      О холере

      И к вам подошла холера?
      Спаси вас Господи! У нас около слышно не и шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молится и просить Господа о помиловании. Однакож и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания.
      Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ея злыя руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять… Да хранит вас Милосердый Бог.
      23 августа 1892 г.
      (№ 1380 письмо 80 вып. 1 стр.56)
 
      Служение больному — служение Христу

      Н.Н.
      Потрудились над больными! Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: «болен бех и посетисте Мене».
      За это и Господь посещает души милости выя и доброхотныя к нуждающимся. И если увидит какую болящей, как тещу Петрову некогда, берет за руки — готовность покорствовать Ему, — и возставляет.
      (№ 1423 письмо 616 вып. 4 стр.97)
 
      Уход за больными — угодное Богу

      Христос воскресе!
      Силы ваши хоть несовсем возвратились, однакож, их достаточно оказывается, чтоб ходить за болящим, не стоющим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет, или полное оздоровление, или должную отложит на будущий век.
      Да будет вам сие во благо!
      (№ 1430 письмо 649 вып.4 стр.9)
 
      У постели выздоравливающей

      Милость Божия буди с вами!
      А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну — и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность — во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.
      Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное — великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать… Пустяков столько лезет в голову. — Пусть молится коротенькою молитовкою ко — Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.
      Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.
      Не оставляйте ее одну. Сидите подле, — и тут что-нибудь работайте… и другия тут бы были. Ей веселей… и мысли не бурлили б… Это теперь большие враги.
      Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. — И весело посматривать на выздоравливающую…
      27 август 1885 г.
      (№ 1426 письмо 1350 вып.8 стр. 124)
 
      Мысли по выздоровлении

      Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте… И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойдти… Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его.
      (№ 1427 письмо 997 вып.6 стр.52)
 
      Молитвенное обновление по выздоровлении

      Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обовленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его — в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, — и все ее творите… и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться… Только возьмитесь и без перерыва трудитесь… Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную.
      Внимание же при этом держите не в голове, и не на небе, а в сердце, там внутри, под левой грудью.
      Когда навыкните, то этим будете разгонять все смущающее, — и призывать мир на душу.
      (№ 1428 письмо 647 вып.4 cтp.94)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.