О чём скорбит потаённый лик Христа?

|

Мало кто знает, что самые древние православные храмы в России находятся не во Владимире или Суздале. Они построены аланами на Кавказе в горах современной Карачаево-Черкесской республики в месте под названием Нижний Архыз или Маас. Считается, что эти земли были центром известного и некогда грозного аланского государства. Здесь, на берегу реки Большой Зеленчук, была найдена так называемая «зеленчукская надпись», считающаяся памятником древнеосетинского языка, благодаря чему официальной исторической наукой осетины были объявлены прямыми потомками алан.

Аланы приняли христианство, как минимум, за сто лет до крещения Руси, поэтому участвовали, вместе с Хазарским каганатом, где практиковался религиозный плюрализм, в противостоянии языческому воинству Святослава. После Крещения Руси и упадка Хазарского каганата, Алания перестала быть великим государством, монголы уничтожили города алан, а хромой Тимур довершил разгром этого народа, с дочерьми которого не гнушались родниться и византийские императоры.

Много воды утекло с тех пор. Об аланах забыли на многие века и вспомнили лишь в прошлом веке, стараниями историков, в ряду которых стоит особо выделить Васо Абаева, который считал, что только осетины являются прямыми потомками алан. Но после распада Советского Союза, на аланское наследие стали претендовать не только осетины.

В последнее время даже вайнахи (чеченцы и ингуши) стали выводить своё родство от воинственных алан, а ингуши  назвали свою новую столицу Магас, как и столицу древнего аланского царства. В этом незначительном и непонятном для большинства россиян событии кроются амбициозные планы вайнахов на осваивание аланского наследия, ведь территория исторической Алании простиралась от Дона до Волги. Карачаевцы так и вовсе уверены, что являются единственными потомками алан и что любой карачаевец якобы может читать зеленчукскую надпись безо всяких переводчиков и историков.

Аланский вопрос очень важен не только в историческом, но и в политическом контексте. Поэтому три старейших храма Российской Федерации до сих пор не принадлежат Русской Православной Церкви. Казалось бы, при всём влиянии РПЦ на общественно-политическую жизнь РФ, можно было бы без труда забрать эти храмы из-под опеки министерства культуры Карачаево-Черкесии. Но тогда вновь появляется призрак Аланской епархии и усилятся споры между народами Северного Кавказа за аланское наследие.

К примеру, форумом карачаевских общественных организаций, проходившим непосредственно в Архызе, была принята резолюция, которая требует сохранить за аланскими храмами статус памятников федерального значения и не допустить передачи «какого-либо объекта или всего комплекса какой-либо религиозной конфессии». Вот и находятся эти «памятники истории» не в надлежащем порядке, даже надписи, предупреждающие туристов от вандализма, выглядят будто бы сделанные самими вандалами:

Всего в Зеленчукском ущелье есть три древних аланских храма, которые названы археологи Верхним Зеленчукским храмом, Средним Зеленчукским храмом и, единственным ныне действующим, Южным Зеленчукским храмом.

Исследователи сходятся на том, что Северный Зеленчукский храм – был соборным храмом Аланской епархии в X-XIII веках нашей эры.  Он освящён во имя самого почитаемого святого Кавказа Георгия Победоносца.

Средний Зеленчукский храм занимает особое место среди верхне-кубанских храмов и освящён во Имя Пресвятой Троицы.  В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Бабушка святого Александра Мария Ясыня считается аланской княжной. Как и Северный Зеленчукский храм, Средний не является сегодня действующим и принадлежит Министерству культуры Карачаево-Черкесии, которая считается республикой, где главной религией является ислам, но так же влиятельны традиционные верования адыгов, изложенные в нравственном кодексе Адыге-хабзе.

Монахи из Аланского Успенского мужского монастыря, расположенного в Куртатинском ущелье Северной Осетии, неоднократно посещали эти святыни осетинского народа, но вопрос о передаче этих памятников церкви даже не поднимался – мусульмане-карачаевцы не хотят отдавать их ни при каких условиях.

И наконец, единственный действующий храм из всех трёх – это Южный Зеленчукский храм, посвящен святому пророку Илии. Этот храм и является древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Но действующим его называют только потому, что у него освящён престол и есть антиминс – службы там проходят крайне редко, потому как храм, так же как другие, является объектом министерства культуры Карачаево-Черкесской республики, хотя и взят в аренду РПЦ до 2015 года.

Напротив Ильинского храма на скале есть так называемый «потаённый лик Христа», который вызывает удивительные чувства у любого, кто его видит.

Потаённый лик Христа...

Кажется, что Христос на потаённой иконе скорбит, что в Зеленчукских храмах не идут службы и что они стали заложниками национальных амбиций малых народов Северного Кавказа.

Думаю, что скорейший возврат всех трёх Зеленчукских храмов церкви сыграет немалую роль в возрождении христианства на Северном Кавказе, ведь там небольшое значение придают словам, которые не подтверждаются делами. И Бог, который не может вернуть свой дом, это – «слабый бог». На Кавказе почитают силу, и то, что эти храмы фактически национализированы народами Карачаево-Черкесии, не придаёт, и без того малого, авторитета Русской Православной Церкви.

Но это одна из малочисленных проблем, которая не решается в верхах. Нужно подготавливать почву для передачи храмов РПЦ снизу – организовывать многочисленные паломнические поездки к Нижнему Архызу и собирать документацию о положении Зеленчукских храмов и Александро-Невского монастыря до революции.

Действенным средством была бы реставрация Верхнего и Среднего храма засчёт церковных активов. Подобные действия приучили бы общественное мнение народов Карачаево-Черкессии, что рано или поздно Зеленчукские храмы будут возвращены церкви.

И ещё: нужно более усердное изучение аланского вопроса, потому что это основа межконфессионального мира на Северном Кавказе. И статус Зеленчукских храмов, как старейших действующих храмов России значительно усилил бы положение православия на Северном Кавказе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: