Известная компания – производитель бритвенных станков и принадлежностей для бритья выпустила ролик с социальной рекламой, в котором осудила так называемую «токсичную маскулинность» - травлю слабых, домогательство к женщинам, немотивированную агрессию. В ролике мелькают сцены этих самых травли, домогательств и агрессии со стороны мужчин, а затем нам показывают, как другие, не «токсичные» мужчины останавливают агрессоров.

Можно сколько угодно упрекать авторов таких роликов в хайпе на больном, в эксплуатации трендовых социальных тем, но это не отменяет факта проблемы. Травля, семейное и не только насилие, сексуальные домогательства – наша сегодняшняя реальность. Все это понимают и переживают, судя по тому, что вот уже третий день вокруг ролика не утихают страсти. Правда, переживают по-разному.

Зрители ролика (только у оригинальной публикации на YouTube более 10 миллионов просмотров) разделились на два лагеря – поддерживающих заложенную в фильме идею и осуждающих ее. Причем последних более чем в два раза больше — судя по соотношению отметок «нравится» и «не нравится», а также по комментариям в том же YouTube. Типичный пример: «Я пользовался Gillette в течение 20 лет, и больше никогда не буду покупать вашу продукцию снова. Я найду бренд, который ценит мужественность».

Что же так обидело, оскорбило, расстроило людей?

Кто-то оскорбился мнимым обобщением – «Разве все мужчины – обязательно насильники и агрессоры? Что за бред! Что за попытка унизить людей только по факту их половой принадлежности!». Или преувеличением проблемы – «Можно подумать, все мужики только и делают, что к женщинам пристают да слабых травят!».

Кто-то увидел в ролике очередную атаку агрессивного феминизма на мужское начало, попытку осудить мужественность как таковую и отобрать право быть сильными. Мол, нам внушают мысль, что драться – это плохо, что кулаки в жизни не нужны, а из наших детей хотят вырастить женоподобных или бесполых существ, не способных постоять за себя, защитить своих женщин, семью и Родину.

Нашлись и те, кто обнаружил в действиях положительных героев фильма недостаток маскулинности, причем не токсичной, а вполне здоровой. «Что это они так мягко с агрессорами? Шуточки, похлопывания по плечу, мягкое отстранение. В жизни так не бывает! В жизни остановить быдло можно только кулаком, да пожестче! А вы, значит, против мужественности!».

Я внимательно просмотрел ролик. Несколько раз. И не увидел там ничего оскорбительного или унижающего мое мужское достоинство. И да, я тоже против «токсичной маскулинности». Попробую объяснить, почему.

Те, кто упрекает героев ролика в излишней мягкости и не верят в возможность остановить агрессора без насилия – вы сами много останавливали? Вы правда думаете, что сходу нужно ломать человеку нос? Безусловно, бывает всякое, иногда ситуация может требовать и такого решения. Но, поверьте, в большинстве случаев хватает слов. Правильных слов, сказанных нужным тоном (и речь вовсе не о мате). А ломать нос – это крайняя необходимость.

Мне сорок лет, и драться в жизни мне приходилось достаточно. Первая серьезная драка (школьные не считаются) случилась в 17 лет, последняя – в прошлом году. Но никогда не было драки ради драки. Всегда были причины: защитить себя, пресечь оскорбление, вступиться за женщину, наказать взрослого обидчика моего ребенка, остановить пьяного хулигана.

Я не люблю драться. Но с юности живу в готовности вступить в бой в любой момент. Я хожу в спортзал, стараюсь держать себя в хорошей форме, имею арсенал огнестрельного и холодного оружия, регулярно с ним тренируюсь и обучаю владению им своих сыновей. Я рассказываю им о неизбежности насилия в жизни и необходимости уметь противостоять ему силой. А еще – предостерегаю их от того, что в ролике названо «токсичной маскулинностью», а в русском языке традиционно именуется мужланством.

В мои детские годы иммунитет против этой заразы прививался как-то незаметно, в формате неписаного «кодекса мужской чести», который был чем-то совершенно естественным и культивировался повсеместно – на улицах, в семье, культуре и искусстве. Не бить женщин, детей, стариков и лежачих противников. Не бить в спину. Держать мужское слово. Не сплетничать, особенно – о женщинах. Не ухаживать за чужими женщинами. Уметь оградить и защитить свою. Уважать честь женщины или не посягать на нее хотя бы из осторожности – она чья-то сестра или дочь. Не спускать оскорбления. Быть готовым встать грудью за брата, сестру, родителей или детей. Не бояться армии и вообще трудностей. Не предавать, даже в мелочах.

Не сказать, что этот «кодекс» прямо-таки свято и повсеместно исполнялся. Нет. Быдло существовало всегда. Но в свете общепринятых установок оно легко выявлялось. И жарких споров о том, каким должен быть настоящий мужчина, подобных порожденному роликом, не возникало.

В сегодняшнем же мире мужественность очень часто путают с мужланством. Смешивают эти два понятия, подменяют одно другим. Отсюда и споры, в том числе – и о ролике, осуждающем «токсичную маскулинность».

Знаете, в чем принципиальная разница? Мужланство эгоцентрично и глупо. Мужественность самоотверженна и осознанна.

Мужлан видит только себя и свои мнимые привилегии по праву пола – иметь понравившуюся женщину, отнимать что-то у более слабого, самоутверждаться за счет других. Мужлан любит только себя и рассматривает мир вокруг лишь в качестве источника благ и ресурсов. Он лезет в драку из-за места на парковке, бьет наступившего ему на ногу в метро, дерется, бахвалясь перед женщиной или компанией, выливая скопившуюся агрессию или просто, когда по пьяни кулаки зачесались.

Мужчина – это прежде всего ответственность. За себя, за семью, за общество. За свои слова и действия. Модель поведения мужчины формируется в понимании последствий каждого поступка. Мужчина – это ценности, принципы и убеждения. И, конечно же, готовность их защитить. В том числе – силой, если придется. При этом мужчина будет драться до последнего – потому что он мотивирован.

А все эти внешние мужские образы, используемые в рекламе, вторичны. Они не передают сути человека. Тщедушный ботан может быть настоящим мужиком. А мужлана даже чемпионский пояс по боям без правил мужественнее не сделает.

Отличить мужчину от мужлана можно по поступкам. Ну, или по словам – если речь о соцсетях. Все эти «сама виновата», «с…а не захочет…», «волос долог…» — типичные признаки мужланства. Тот, кто внешне выглядит мужчиной, но при этом оправдывает насильника или агрессора и осуждает жертву – самый настоящий мужлан. А отношение к обсуждаемому ролику – отличный маркер мужланства. Уже за это его авторам можно сказать спасибо. И не только за это.

«Мы верим в лучшее, что есть в мужчинах» — разве не очевидна прекрасная мысль, вложенная в слоган ролика? Странно, что многие ее не заметили, вцепившись в якобы принижаемую «маскулинность» и оставив за кадром ее определение – «токсичная». Вы за мужественность? Прекрасно! Развивайте в себе мужество – то самое «лучшее». Воспитывайте его в своих сыновьях. Но не оправдывайте мужланства.

Кстати, интересно, какой будет реакция на ролик о «токсичной феминности», если завтра таковой снимет какая-нибудь компания — производитель товаров для женщин? А снять бы надо, по справедливости. Ибо с женским полом в мире тоже не все в порядке – пожалуй, единственное, в чем можно согласиться с критиками «жилетовского» ролика.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: