Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас поклоняться Отцу духом и истиною; что же значат эти слова? Бог есть Дух, говорит Господь, и таковых хочет Он поклонников и Себе. Не внешним благочестием, а самыми глубинами души должны мы поклоняться Богу; не устами, а самой глубиной нашего существа должны мы познать, что Бог есть предельная святыня, самое драгоценное в нашей жизни, и хранить себя достойными, чтобы Он к нам пришел. Трудом, верностью, любовью мы должны сделать себя достойными приступить к Нему, преклониться перед Ним, поклониться Ему — и не внешне, а именно самыми глубинами своими.
И еще: истиной должны мы служить и поклоняться Богу, не видимостью, а самым существом вещей. Мы исповедуем, что мы верим в Бога, Который есть любовь. Если мы живем иначе, чем той любовью, которой нас любит Господь, то как бы мы ни исповедовали право нашу веру, мы лжем жизнью, и этим свидетельствуем, что наши слова — пустой звук, а не жизнь, не дух, не истина.
Если мы исповедуем, что Господь так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас, и нам дал пример, по слову Самого Спасителя, чтобы мы ему последовали, то любить иначе, чем всей жизнью и, если нужно, всей смертью — ниже нашего христианского достоинства. Если мы исповедуем, что мы верим в Христово слово, что оно для нас и истина, и жизнь, и смысл жизни, то каждый раз, как мы нарушаем Христовы заповеди, попираем их, забываем, что Он когда-то призвал нас к чистоте и правде и святости, мы перестаем жить истиной, и не можем больше истиной Ему поклониться.
Поэтому эти слова Христовы предельно просты, но, как говорит апостол Павел, они, как меч обоюдоострый, вонзаются в нас, разделяя в нас тьму от света, разделяя в нас все, что достойно Бога, от всего, что недостойно ни Бога, ни нас самих. Если мы хотим быть Христовыми, то мы должны научиться именно так Ему поклоняться — не словом, а всей жизнью, не внешностью, а глубинами, не только исповеданием, а тем, чтобы то, что мы исповедуем, осуществлять и на самом деле. Аминь.
Читайте также:
Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке