О том, что грех приносит несчастья
— Ты опрыскала деревья ядом от гусениц?
— Опрыскала, Геронда.
— Вас, монахинь, столько — и не можете убить какой-то гусеницы! Когда во время оккупации на поля напала саранча, сюда, в Халкидику [1], привезли из Ватопедского монастыря Святой Пояс Пресвятой Богородицы [2] — и саранча целыми тучами падала в море. А в Эпире, помню, она покрывала поля, как снег. Мы все вышли тогда на поля — собирали саранчу простынями и уносили. А какой же тогда был голод! Лучше и не спрашивай… Пшеница после саранчи снова пришла в себя, но была уже очень и очень слабая.
Нашествия саранчи, войны, засухи, болезни — это бич. И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья — следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий — для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то, чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя до какой степени дойдет злоба людей и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью — для их вразумления. Это не значит, что Бог устраивает все это Сам.
Иисусу Навину [3] Бог велел не истреблять одно языческое племя — филистимлян, чтобы, когда евреи забывали Бога, филистимляне становились для них бичом. Итак, когда евреи удалялись от Бога, диавол вступал в свои права, возбуждал свою «братву» — филистимлян, и они шли на евреев войной. Они брали еврейских младенцев и разбивали их о камень, чтобы уничтожить [всех]. Но когда враги напали на Израиль без вины со стороны евреев, то на стороне евреев воевал Сам Бог. Бог поразил язычников градом камней [4] и уничтожил их, потому что в этом случае израильтяне имели право на божественное вмешательство.
Сколько же обетований дал Бог о храме Соломоновом! И, однако, сколько раз этот храм сгорал и уничтожался! Когда народ израильский отходил от Бога, пророки начинали взывать к людям и призывали их образумиться, но их усилия были тщетны: как о стенку горох. Люди успокаивали себя следующим помыслом: «Когда Соломон построил храм, Бог ниспослал множество благословений и сказал, что с этого места будут благословляться и освящаться все люди [5]. Значит, все это останется невредимым — и наши стены, и наш храм. Такое обетование дал Бог». Да, Бог дал такое обетование, но при условии, что и сами израильтяне будут жить правильно. Бог дал Благодать храму Соломона, но когда израильтяне переставали хранить заповеди, то по Его попущению храм предавался огню или разрушению. А покаявшись, израильтяне возводили храм заново. Например, когда они отошли от Бога при паре Седекие, пришел Навуходоносор, поджег храм, разрушил иерусалимские стены, а евреев в узах отвел в Вавилонский плен [6]. Конечно, в плен отвели и тех, кто был невиновен, но эти люди имели чистое воздаяние. Те, чья вина была велика, ее искупили. А те пострадавшие, чья вина была не столь велика, получили малое воздаяние. Когда кто-то становится причиной гнева Божия и невиновные тоже подвергаются страданиям, то, несмотря на то, что невиновных страдальцев ждет мзда, виновный в их страданиях все равно преступник, потому-то [невиновные] люди могли бы унаследовать Небесное Царство и без мучений, тогда как сейчас они мучаются.
Мы должны знать, что люди верующие, хранящие заповеди Божии, приемлют Благодать Божию, и Бог — как бы это получше выразиться — «в обязательном порядке» помогает им в эти нелегкие годы. Я слышал, что в Америке появилась новая болезнь [7]. Многие из тех, кто живет противоестественной, греховной жизнью, заболевают ей и умирают. А сейчас я узнал, что эта болезнь появилась и у нас. Видите, не Бог уничтожает людей — люди сами истребляют свой род, сами уничтожают себя. То есть не Бог их наказывает, но своей греховною жизнью они сами создают для себя наказание. И видно, что искореняются те люди, жизнь которых не имеет смысла.
— Геронда, а почему не могут найти лекарство от рака? Этого не попускает Бог или же люди сами не призывают божественную помощь?
— Худо то, что если даже и будет найдено лекарство от рака, появится какая-нибудь другая болезнь. Сперва был туберкулез — нашли лекарство от туберкулеза — появился рак. А если Бог поможет победить рак, то появится другая болезнь. Причиной появления новой болезни будут сами люди, и конца-края этому не будет.
- Халкидика — полуостров и административная единица в северовосточной Греции. Одной из оконечностей Халкидики является Святая Гора Афон. — Прим. пер. ^
- Пояс Пресвятой Богородицы — одна из величайших христианских святынь, хранимая в монастыре Ватопед на Святой Афонской Горе. — Прим. пер. ^
- См. Нав. 13, 1-2 и Суд. 3, 1-4. ^
- См. Нав. 10, 11. ^
- См. 3 Цар. 9, 1-9. ^
- См. 4 Цар. 24 и далее. ^
- Старец имеет в виду СПИД (произнесено в ноябре 1984 г.). ^
Человеколюбиво все, что попускает Бог
— Геронда, а для чего Бог попускает случиться какому-то несчастью?
— Этому может быть много причин. В одном случае Бог попускает несчастье, чтобы из этого произошло что-то лучшее, в другом случае — в «педагогических» целях. Одни получают воздаяние, другие расплачиваются за грехи — не пропадает ничего. Знайте, что все попускаемое Богом человеколюбиво, даже, к примеру, гибель людей. Ведь Бог «сердоболен». Помните, скольких заклал пророк Илия? [1] Триста жрецов Бааловых! Он сказал им: «Молитесь вы, и я тоже буду молиться. У кого огонь зажжется сам по себе, у того и истинный Бог». Тогда жрецы Бааловы стали кричать: «Услы́ши ны́, бо́же на́ш Ваа́ле, услы́ши ны́;» Ни ответа, ни привета. «Ваш бог, — говорит им пророк Илия, — чем-то занят и вас не слышит. А ну, кричите громче!». Они продолжали кричать и, по своему обыкновению, резали свои тела ножами, чтобы от боли их крики были сильнее и Ваал их услышал. В конце концов, когда они ничего не добились, пророк Илия сказал: «Намочите мои дрова», потом говорит им: «Утро́ите«. Дрова и жертву облили водой — один раз, потом еще, еще! Налили столько, что дрова стали сырыми и вода растекалась вокруг жертвенника. Как только пророк Илия помолился, с неба ниспал огонь и попалил все возложенное на жертвенник для жертвоприношения — вместе с самим жертвенником! «Схватите жрецов, — сказал Пророк народу, — потому что они совращают народ в идолослужение». И потом он заклал всех этих лжепророков.
Многие говорят: «Помилуйте, но как же пророк Илия мог заклать стольких людей?» У Бога нет жестокости, и у Пророка ее тоже не было. Однако идольские жрецы к тому времени прельстили уже весь народ. Дошло до того, что Пророк был вынужден сказать, что он остался один! Подумать только! Но, кроме того, идольские жрецы страдали от собственных ран больше, чем от меча пророка Илии, который положил конец их страданиям. Их боль от самоистязаний была сильнее. Видишь: все, что попускает Бог, человеколюбиво, тогда как раны, которые они наносили сами себе, были для них мучительны.
— А почему, Геронда, в Ветхом Завете наказание Божие приходило столь незамедлительно?
— Людям Ветхого Завета был понятен такой язык, такой закон. Бог был тогда таким же, как и сейчас, но ветхозаветный закон был предназначен для людей того времени, потому что по-другому они не понимали. Пусть ветхозаветный закон не покажется вам жестоким и отличным от Евангелия. Для той эпохи этот закон был благотворным. Жестоким был не закон, жестоким было то поколение. Нынешние люди могут, конечно, совершать и еще большие жестокости, но сейчас они, по крайней мере, в состоянии это понять. В наши дни стоит закачаться какой-нибудь лампаде, как люди приходят в такой трепет! А в те времена Бог чего только ни делал! Смотри: Он поразил фараона десятью язвами, чтобы вывести израильтян из Египта, иссушил Чермное море, чтобы они могли через него пройти. Днем Он давал им облако, чтобы их не жгло солнце, а ночью — огненный столп, чтобы указывать им путь. И после всех этих чудес они дошли до того, что попросили сделать им золотого тельца и стали поклоняться ему как Богу! [2] Нынешние же люди ни за что бы не сказали, что какой-то там телец может привести их в Землю Обетованную.
- См. 3. Цар. 18, 17-40. ^
- См. Исх. 32, 1-6. ^
Сегодня Бога отодвигают на последнее место
Благий Бог подает нам свои богатые благословения. Не проявим же неблагодарности и не станем Его прогневлять, ибо «гряде́т гне́в Бо́жий на сыны́ противле́ния» [1]. Да не будем же и мы такими сынами. Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. «И в Боге, — говорят они, — мы тоже не нуждаемся». Они имеют всё и поэтому ничего не ценят. Однако, если наступят нелегкие времена, голод или что-то подобное и им нечего будет есть, то они как следует поймут цену и хлебушка, и простого варенья, и всего, чего они тогда лишатся. Если мы не славим Бога, то Он попускает прийти какому-нибудь испытанию — чтобы мы ценили то, что имеем. Если же мы ценим то, что у нас есть, то Бог не попускает произойти никакому злу.
В прежние времена, когда не было всех этих многих удобств, когда наука еще не сделала таких больших шагов вперед, людям приходилось во всех трудностях прибегать к Богу, и Бог помогал им. А сейчас наука добилась больших успехов, и поэтому Бога отодвигают на последнее место. Сегодня люди идут по жизни без Бога, планируют то одно, то другое, надеются то на пожарную охрану, то на буровые скважины, на пятое, на десятое… Но что могут сделать люди без Бога? Они лишь наведут на себя гнев Божий. Видишь как: когда нет дождей, люди не говорят: «Будем молиться Богу», а говорят: «Будем бурить скважины для колодцев». Худо то, что из-за всех этих технических средств так думают не только неверующие, но даже верующие — и они потихоньку начинают забывать о силе Божией. К счастью, Бог терпит нас. Но люди даже и не понимают того, что Бог промышляет о них.
Как-то пришли ко мне несколько человек и стали говорить: «Мы не нуждаемся в Боге: у нас есть артезианские колодцы». И это в то время, когда надо больше, чем когда бы то ни было, просить Бога, чтобы Он совершил сугубое чудо — потому что люди делами своих рук исказили уже и природу. Как-то я наблюдал за тучами — их носило ветром то туда, то сюда, они то собирались в одном месте, то перелетали в другое — то подскакивали вверх, то падали вниз… Поднимается ветер и начинает разгонять дождевые тучи, а люди, вместо того, чтобы сказать: «Сейчас Бог должен совершить сугубое чудо, чтобы их удержать», говорят: «Мы не нуждаемся в Боге». К счастью, Бог не относится к нашим словам как к чему-то серьезному, иначе нам пришлось бы несладко…
В поисках воды люди бурят скважины артезианских колодцев на глубину сто — сто пятьдесят метров, но воды не находят. В городе Навплион [2] пробурили скважину глубиной сто восемьдесят метров — и вместо пресной воды докопались до морской. Другие решили провести реку Эленос [3] в Афины. А для того, чтобы провести ее в Афины, понадобится десять лет работы и огромные расходы, но потом и эта вода все равно закончится. Люди не говорят «согреши́х«. Недавно, когда была засуха [4], в одну глухую деревушку приехал какой-то политический деятель и сказал жителям, что в их деревне установят систему для очистки канализационных вод — чтобы у них была вода для питья. И ведь отнеслись к этой затее как к чему-то выдающемуся! А такие вещи и в мыслях-то допускать неприлично! Посмотрите, до чего доходят люди — пьют, извиняюсь за выражение, собственную мочу! Если что-то подобное делается в каком-нибудь большом городе, где люди уклонились от [истинного] пути, тогда ладно, этому есть хоть какое-то оправдание, потому что в городе увлеклись мирским духом. Но когда жителям глухой деревушки в качестве решения проблемы предлагают очищать и пить собственную мочу, и они — вместо того, чтобы обратить свой взор к Богу, сказать одно-единственное слово: «согреши́х» и получить от Него воду — считают предложенное серьезной затеей, — это страшно.
А в одном святогорском монастыре додумались до того, чтобы посадить сосны, а потом продать их для бумажной промышленности. И Бог наказал их — все посаженные деревья засохли. Да что же, брат ты мой — Святая Гора станет производителем салфеток и туалетной бумаги? Понимаете, что творится? И вот — трудились, сажали деревья, и все, что посадили, — засохло. Гнев Божий!..
— Геронда, а они поняли свою ошибку?
— Ах, да в том-то и дело, что нет! После этого они привезли из Германии установки для бурения, чтобы выкачивать воду из глубины земли. В результате исчезла и та вода, что была раньше. Видишь, куда может завести торгашеский подход к делу, если теряется духовная чуткость! Поэтому из монашества мало-помалу и исчезает благоговение. Не понимают того, что если не будет дождя, то ничего не поможет — исчезнет и та вода, что еще остается в водоемах. Люди используют одну лишь логику, а Бога отодвигают на последнее место.
В Ветхом Завете описывается такой случай [5]. Во время осады Самарии сирийцами в городе закончилась даже вода. Началось ужасное бедствие, голод, издыхали животные, а матери дошли до того, что ели своих детей. Пророк Елисей пошел к управляющему царя Иорама и сказал ему: «Животные пали, люди умирают от голода, но Бог пошлет нам Свою помощь». Управляющий ко всему подходил с позиций логики. «Как Он поможет? — сказал он Пророку. — С неба, что ли, пришлет?» — «Завтра, — ответил ему Пророк, — Бог ниспошлет нам помощь, но только тебе порадоваться этому не придется». И действительно: на следующий день Бог навел на вражеский стан страшную панику.
Сирийцам послышался топот лошадиных копыт, стук колесниц, в их ушах зазвенело, и они подумали, что на помощь израильтянам пришли египтяне. Они обратились в бегство, а все, что у них было, — шатры, продовольствие, оружие — оставили в стане. А когда они достигли своего отечества, искуситель навел на них такую страшную сумятицу, что сто восемьдесят тысяч человек перебили друг друга. Между тем четверо прокаженных, сидевших у ворот Самарии, сказали друг другу: «Не пойти ли нам во вражеский стан — может быть, найдем какую-нибудь пищу? Ведь так или иначе умирать». Подходят к одному шатру — никого. Подходят к другому — никого! Врагов — ни души! Набирают продуктов, вещей — целые мешки набили. Потом они вернулись в город и сказали израильтянам, что враги сняли осаду. Но израильтяне решили, что это военная хитрость. «Враги спрятались, — сказали они, — чтобы заставить нас открыть ворота и таким образом войти в город».
Тогда один военачальник предложил: «У нас осталось пять лошадей. Может быть, пошлем на разведку воинов — посмотреть, что происходит?» Воины отправились каждый в своем направлении и, вернувшись, сообщили: «Враги в панике бежали, бросив все, что у них было». Тогда все израильтяне побежали к городским воротам, чтобы выйти из города, набрать во вражеском стане продовольствия и разных вещей. А тот самый управляющий находился в городских воротах и пытался навести там порядок. И вот, ринувшаяся через ворота толпа его растоптала. Все получилось так, как и предсказал пророк Елисей: управляющий увидел Божию помощь, но порадоваться ей ему не пришлось. Видите, как Бог расставил всё по местам?
- Еф. 5, 6. ^
- Навплион — город и порт в Пелопонессе (Южная Греция). — Прим. пер. ^
- Эленос — река в Центральной Греции. — Прим. пер. ^
- Произнесено в ноябре 1990 г. ^
- См. 4. Цар. 7. ^