О
Почему и зачем люди борются со злом в интернете, и допустимо ли для христианина это практиковать? Размышляет Сергей Худиев.

Недавно я принимал участие в обсуждении о Церкви и социальных сетях, и думаю высказать некоторые соображения относительно православного интернета.

Пребывание в сети есть аскетическое упражнение; открывая браузер, мы должны молиться о духовной собранности, потому что то, что мы собираемся прочесть или отправить в сеть — это слова. Господь говорит: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). Прикасаясь к клавиатуре, мы прикасаемся к инструменту нашего осуждения — или спасения.

Однако то, что пишется в социальных сетях — в том числе глубоко воцерковленными православными людьми — часто настолько трудно признать спасительным, что многие советуют просто не ходить в эти, прямо сказать, сети. В чем же проблема? Я бы определил ее как непривычку и нежелание жить в духовной реальности, мыслить в терминах послушания или греха, спасения или гибели. В притчах сказано «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души» (Прит. 1:17,18).

Монашеская аскетическая литература подробно рассматривает, как распознать хитроумные ловушки лукавого и избегнуть их; в православном интернете, увы, люди вообще не ставят вопроса о ловушках. Как будто мы не вовлечены в «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Как будто мы не верим ни в бесов, которые ищут погубить наши души, ни в ангелов, которые помогают нам идти по пути спасения. Ловушки, которые ставит враг нашего спасения в интернете, довольно примитивны — но люди идут в них толпами. Почему?

Прежде всего, потому что в интернете согрешить легко. Раньше, если Вы хотели напечатать клеветнический, оскорбительный или подстрекательский текст в газете, Вам нужно было искать единомышленников, договариваться с ними, иногда — преодолевать их нежелание. Теперь любой, у кого есть выход в сеть, может высказать абсолютно что угодно о ком угодно.

Раньше, если Вы были чрезвычайно озлоблены на кого-то, Вам оставалось только внутренне кипеть от ярости и, может быть, изливать душу двум-трем друзьям, если они захотят Вас слушать. Теперь можно излить все в интернет.

Если оскорблять собеседника при личном общении было боязно — могут и поколотить-то монитор в уютной комнате дает иллюзию неуязвимости. Что бы я ни бросил в сеть — мне оттуда не прилетит ничего, кроме буковок на мониторе.

Чувство условности, нереальности интернета обманчиво — постоянно приходят новости о том, что тот или иной подросток совершил самоубийство, не выдержав травли в интернете. Но происходит не только это — разрушаются старые дружбы, уничтожаются репутации, распространяются панические слухи, разогревается истерия, которая потом оборачивается вполне физическим насилием.

И одно из тонких дьявольских удовольствий — это удовольствие считать других гадами. Оно, разумеется, гораздо старше интернета. О нем писал, например, Клайв Льюис. В «Просто Христианстве» он предлагает простой текст, который дает понять, ненавидите ли Вы пороки — или Вы ненавидите людей:

«Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: „Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал“. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, — законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который — пройди он его до конца — заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее».

В самом деле, христианину было бы уместно вести себя ровно наоборот — скорбеть при известии о грехах и пороках ближних, радоваться, когда эти известия оказываются ложными. Но на самом деле люди в сети (в том числе, православные люди) быстро верят гадостям про других — и когда выясняется, что они ошиблись, признают это крайне неохотно. Возвещение о чужом грехе воспринимается как что-то настолько желанное и утешительное, что люди верят в него сразу и с большой охотой — как впечатлительные паломники верят рассказам о чудесах. Эта вера так дорога им, что всякий, кто ставит ее под вопрос, вызывает гнев и раздражение — как тот, кто пытается налить святую воду в пробирку.

Почему? По ряду причин, но я бы выделил одну — определенного рода эмоциональная наркотизация, которую дает борьба со злом. Это переживание лучше всего видеть на примере массовых выступлений — толпа, кричащая «долой», испытывает огромное воодушевление и подъем, к людям тут трудно приступать с какими-то разумными аргументами. Борец со злом в интернете тоже не пытается обратить кого-либо в свою веру — он ловит кайф. Чувства самоправедности, гнева и ненависти булькают в нем крепким, сносящим голову коктейлем — при этом абсолютно не важно, на какой стороне он сражается. Будет человек отстаивать чистоту веры против злых еретиков или христианскую открытость против злых фундаменталистов, примет ту или иную сторону в политическом противостоянии — будет определяться факторами, во многом, случайными.

Одно будет неизменно — утрата как нравственной, так и интеллектуальной рефлексии, способности задаться вопросами: «А правильно ли я поступаю?» «А надежны ли эти сообщения?» «А не манипулируют ли мной как последним идиотом?». Если попытаться прямо эти вопросы поставить, ответ будет стандартным — надо же бороться с гадами! Ведь они такие гады! Вы что, за гадов?

Даже если человек согласится — тут вранье, тут сплетня, тут полный бред — это его не останавливает. В атаку на гадов! Ура! Есть упоение в бою у бездны мрачной на краю!

Похоже, люди принимают какое-то странное богословие, в котором человек спасается не верою, не делами, а только боротьбой с гадами, при этом боротьбой чисто ритуальной, не наносящей предполагаемым гадам никакого реального ущерба.

Почему? Видимо, потому что есть дешевые и есть дорогие способы обретения морального удовлетворения.

Борьба с гадами — самый дешевый и эффективный. Легко почувствовать себя воином добра и света, противостоя гадам, легко снять вопросы к своему поведению, переведя все стрелки на «них», а вот «они»… Божий путь — путь покаяния и исправления своей жизни, терпеливых усилий по исцелению людей и отношений, выглядит гораздо более затратным. Да и простое благоразумие — например, проверка новостей на предмет их правдоподобия — это тоже затратно, и, по правде сказать, скучно.

И тут одно можно посоветовать — а не надо бороться с гадами. Пришло настроение побороться с гадами — запостите котиков, посмотрите какой-нибудь дурацкий сериал, поиграйте в компьютерную игру, сразитесь со злобными орками или инопланетянами. Можно даже выйти на улицу и погулять. Эти аскетические упражнения принесут Вам большую пользу.

Возможно, даже, отвлекшись от борьбы, Вы увидите вокруг себя много возможностей послужить Господу — помогать нуждающимся, утешать унылых, примирять враждующих, просто пойти посуду помыть. А гады? Борцов с гадами в этом падшем мире и без Вас хватит, не сомневайтесь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.