Когда клевета стала нормой, а юмор – вырожденным

|
Об ответственности православного христианина за свои слова, в том числе и в виртуальном пространстве, размышляет Сергей Худиев.
Когда клевета стала нормой, а юмор – вырожденным

Известный актер — и священник в запрете — Иван Охлобыстин после своих слов о сожжении гомосексуалистов в печах удалился из «Евросети» и теперь, в штанах непостижимого оттенка, рекламирует продукцию фирмы «Баон». Все это было бы малоинтересно, не начни наши блогеры выражать ему горячую поддержку и восхищение как смелому борцу с содомским заговором, который от этого заговора претерпел тяжкие муки — из «Евросети» ему пришлось уйти. Сам актер представляет дело так, что его предложение жечь людей в печах — проявление его веры. Как это воспринимать?

Господь говорит «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:36, 37). Писание вообще много говорит о могуществе слова. Можно сказать слова, которыми люди обретут вечное спасение: «он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 11:14). Можно сказать слова, которыми будут отравлены и погублены буквально миллионы людей — как мы видели это в истории ХХ века. Наши высказывания имеют вечные последствия — для нас и для других людей. Поэтому Апостол и заповедует: «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:6).

При этом серьезное отношение к слову не значит унылое — юмор может быть уместен, важен и полезен, он может утешать унывающих, вскрывать фальшь или помогать запомнить важную мысль.

Однако в наше время, время индустрии развлечений и социальных сетей, мы имеем дело с проблемой того, что можно было бы назвать «вырожденным юмором» — стебом, фиглярством, злобными насмешками, глумлением. Само по себе явление это не новое, о нем говорится уже в Писании: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: „я только пошутил“» (Прит. 26:18, 19), но сейчас оно приобрело особенный размах.

Это понятно: и мир шоубиза, и мир социальных сетей — это мир практически неограниченной конкуренции, почти всякий может высказаться, но мало кто может надеяться быть услышанным. Если Вы не умеете привлечь к себе внимание, про Вас очень скоро забудут, и Ваша звезда закатится, чтобы уступить место другим — более шумным, крикливым, визгливым и неразборчивым. Из всех искусств важнейшим в этой среде становится искусство привлечь внимание — любой ценой, и ценой учинения безобразных скандалов прежде всего. Если Вы будете производить меньше трех скандалов в месяц, Вы останетесь не у дел. Маяковский называл это «эпатировать буржуа», и с тех пор слово «эпатаж» (от французского «дразнить») прочно вошло в наш язык.

В чем явное отличие вырожденного юмора? Он злобен и циничен; он не понимает, что есть вещи, над которыми смеяться нельзя. Но в последнее время у него просматривается и более печальная особенность — он размывает границу между юмором и не-юмором, между злой насмешкой и просто злобой. И шутник, и его аудитория требуют себе одновременно и безответственности шута, и внимания народного трибуна. Очевидно, Охлобыстин не собирается никого жечь в печах, не имеет такой возможности и не собирается ее добиваться. Он просто актер, фотомодель, выступающая в нарядах, далеких от идеалов как суровой мужественности, так и строгого аскетизма.

Про печи — это чистый эпатаж, с радостью подхваченный мировой прессой как пример лютого русского фашизма. Объяснять им, что нет тут никакого фашизма, а есть просто злое клоунство, без толку: им нужны русские фашисты — им будут русские фашисты. Но хочется что-то объяснить согражданам.

Евангелие — не о сожжении грешников в печах. Оно о спасении грешников: «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56). Грех ненавистен христианину как врачу — или, вернее, помощнику Врача — ненавистна болезнь. Врач не приходит сжечь больных в печах — он приходит исцелить их. Да, больные могут окончательно отказаться от Его помощи и погибнуть — но Он хочет, чтобы все они спаслись и достигли познания истины. Говорить о том, что сжигать кого-то в печах сообразно нашей вере — значить лжесвидетельствовать на Господа.

Ах, это не лжесвидетельство и вообще не свидетельство — это, изволите ли видеть, эпатаж? Нет, давайте не будем обманывать себя и друг друга. Наши слова и поступки — это свидетельство миру о нашем Господе, за которое мы несем ответственность. И часто это свидетельство о людях. Почему-то многие люди решили, что мы не несем ответственности за наши слова о других. Позвольте напомнить, что с точки зрения Евангелия это ни в коем случае не так.

На днях по интернету — антиклерикальному и, увы, части православного — разошлось свидетельство известного журналиста Сергея Бычкова, подхваченное одним чрезвычайно известным блогером, про пьянство и кокаинизм одного недавно умершего монаха. «Один скандал сменяется другим — сразу после Рождества в Иверском монастыре в Одессе, где наместником является викарный епископ, в его доме во время трехдневной попойки скончался иеромонах… Это был весьма странный священнослужитель — практически не служил, а если видели его во время богослужения, то обычно нетрезвым… митрополит Агафангел изо всех сил стремится замять этот скандал. Хотя уже стало известно, что в крови покойного иеромонаха было обнаружено большое содержание кокаина».

Через короткое время подоспело опровержение МВД Украины — монах действительно скончался от сердечного приступа, ни кокаина, ни алкоголя в его крови обнаружено не было. Что же наши блогеры? Написали «дорогие отцы и братья из Одесской епархии, простите нас, мы поторопились поверить клевете?». Увы, нет. Бурно перепощивать сомнительную сплетню, не спрашивая о достоверности источников, потом не помещать опровержений и не извиняться, когда выясняется, что это точно была клевета — это считается нормальным.

Позвольте заметить, что по любым меркам, даже по меркам чисто светской порядочности, это ненормально. По христианским меркам это тяжкий грех.

Но оба случая указывают на одну проблему — проблему выбора лидеров. Человек сам избирает, кому доверять, кому следовать, кого принять в проводники на своем духовном пути.

Много было сказано справедливых слов о вреде младостарчества — когда люди сами духовно (а то и душевно) нездравые берутся за духовное руководство. Но у этой проблемы есть и другая сторона — люди, которые ищут именно такого руководства. Люди, для которых главным авторитетом в вопросах веры становится не Писание, не Предание, не священноначалие — а эпатажный актер или эпатажный блогер. Я уверен, что в ближайшей церкви Вы найдете гораздо более здравое духовное руководство. Для этого придется оторваться от монитора? Что же, оторвитесь.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: