Главная Общество Аналитические обозрения

О юбилейных издержках местечкового фанариотизма

Среди множества публикаций, посвященных предстоящему празднованию 1020-летия Крещения Руси, в последние дни обращают на себя внимание по меньшей мере две из них.

Украинский интернет-портал назначил Патриарха Варфоломея начальником над всеми православными

Среди множества публикаций, посвященных предстоящему празднованию 1020-летия Крещения Руси, в последние дни обращают на себя внимание по меньшей мере две из них.

Первая принадлежит перу некоего Геннадия Христокина и обнародована интернет-порталом «Православие в Украине» под концептуальным диссертационным заглавием «Служение Константинопольского Патриарха в православном мире».
Другая заметка за подписью уже Аси Христокиной появилась в газете «Комсомольская правда» в Украине» и вполне безыскусно информирует о том, в каких покоях разместят и чем будут потчевать прибывающих в Киев Святейших Патриархов Варфоломея I и Алексия II.

            Однако при сопоставлении этих двух христокинских опусов пальму первенства приходится отдать той из публикаций, в которой простодушно, но честно пересказывается услышанное от хозяйственников президентской администрации, а также от руководства службы размещения киевского отеля и шеф-повара гостиничного ресторана.

         Ибо претендующая на богословскую фундаментальность статья, которую счел для себя возможным распространить интернет-официоз канонической Украинской Православной Церкви, оставляет отчетливое послевкусие заказной пиар-акции, имеющей целью безудержное и малообоснованное превознесение Константинопольской кафедры в ущерб всем остальным Поместным Церквам Вселенского Православия.

При этом апология Константинопольского Патриарха так далеко выходит из границ простого приличия и столь бесцеремонно извращает общепринятые представления о православной экклезиологии, о каноническом устроении Церкви и о ее истории, что начинает казаться, будто присутствуешь при акте самочинной интронизации украинским интернет-порталом некоего небывалого доселе духовно-административного управителя в масштабах всего православного мира. Помнится, в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца сказочный король помимо обыкновенных монарших титулов имел также звания « почетного святого, почетного великомученика и почетного папы римского». Вот и здесь аналогичный случай, так что украинскому автору впору именовать турецкоподданного Патриарха одновременно и «тату», и «мамо».

Статья интернет-портала «Православие в Украине» начинается с решительного утверждения Геннадия Христокина: если фигура епископа есть «видимый символ единства верующих», то «видимым символом православного единства является вселенский епископ, Патриарх Константинопольский». Трудно запретить человеку поклоняться избираемым им для себя кумирам, однако все же сдается, что «видимым символом» нашего единства является не кто иной, как Богочеловек Иисус Христос. Равно как мистическим символом церковного единства, при всем уважении к Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху, может быть только Пресвятая Троица.

Экстравагантность богословских идей, проповедуемых через посредство   интернет-портала «Православие в Украине», становится более понятной при знакомстве с нижеследующим пассажем из статьи «Служение Константинопольского Патриарха в православном мире» (здесь и далее авторская орфография и стилистика сохранены): « Константинопольский патриархат является частью греческого православия, без которого невозможно себе представить существование Православной Церкви. Догматы церкви были выражены на языке греческого мышления, и эллинизм Промыслом Божиим стал основной формой для православного мировоззрения, единственным содержанием которого есть само христианство. По меткому замечанию выдающегося теолога протоиерея Георгия Флоровского, для верности своей церкви каждый православный должен быть хоть немного эллином, в богословии по крайней мере. Поэтому греческий характер первой по чести патриархии — Константинопольской — является результатом особого промысла Божия, результатом судеб Церкви на земле».

            Разумеется, грекофилия имеет такое же право на существование, как и любая иная сердечная страсть, торжествующая победу над голосом критического разума. Правда, эллиноцентризм куда менее трагикомически смотрелся бы в случае природного грека, а не варвара, пусть даже рабски павшего ниц пред афинейским величием. Ибо известные греческие братья Иоанникий и Софроний Лихуды, осуществлявшие на Москве свою просветительскую миссию, кстати, во многом вопреки противодействию ученых мужей — выходцев из Малороссии, не обинуясь заявляли: «Всяк не еллин есть варвар». Однако при нашей «всемирной отзывчивости» (Ф.М.Достоевский) нетрудно быть в том числе и «немного эллином». Только какое отношение это имеет к добровольному принятию всем миром идеологии панэллинизма и к тому, чтобы с восторгом осознавать себя христианами второго сорта, к чему склоняет нас обуреваемый варварскими комплексами украинский грекофил, как видно, невысоко ценящий 1020-летнюю историю собственной Церкви.

         В ответ на этот подразумевающийся упрек автор статьи разворачивает поистине грандиозную метафизическую картину избранничества и мессианства одной из Поместных Православных Церквей: «Константинопольский патриархат не существует на территории собственно Греции. Он волею Божией как бы изъят из исторического бытия, и помещен в трансцендентное измерение священной истории православия. Константинополь есть достояние вечности, и Вселенский патриарх не может смотреть на мир глазами современного грека, но должен смотреть с точки зрения вечности. От искушений национализма и империализма, утопизма и политизации Константинопольский патриархат хранится самим своим способом присутствия в современной истории».

         Что тут скажешь? Уже цитировавшийся нашим автором протоиерей Георгий Флоровский тонко заметил: «Церковь есть живой образ вечности во времени». В связи с этим возникает необходимость уточнить специально для автора интернет-портала «Православие в Украине»: речь идет об образе предвечного бытия, явленном в историческом бытии Церкви Христовой, но отнюдь не в лице того или иного Святейшего Архиепископа Константинополя.

По этому случаю весьма небесполезным было бы припомнить, например, историю Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), чье церковное правление в начале ХХ века, сопровождавшееся бесконечной чередой скандалов, канонических преступлений и антиправославных реформ, завершилось изгнанием с Константинопольской кафедры. К слову, именно Патриарх Мелетий IV начал проводить активную политику всеправославного гегемонизма путем подмены понятия «первенства чести» понятием первенства власти в межправославных отношениях. В итоге «трансцендентное измерение» этого Патриарха не помешало ему поддержать обновленческий раскол, который был спровоцирован ГПУ в лоне Русского Православия с целью его уничтожения.

И этот же Патриарх, «глядящий на мир с точки зрения вечности», стал инициатором и последовательным проводником идеологии вытеснения Русской Церкви из ее канонических пределов в Европе и Америке. А сегодня мы наблюдаем всецелую преемственность его церковно-политического курса на примере Украины и Эстонии, и это не может не навести некоторых наблюдателей на мысль о том, что НАТО и Константинопольский Патриархат действуют на постсоветском пространстве заодно, преследуя совпадающие цели. Вероятно, такова историческая благодарность греков России за то, что на протяжении целых исторических эпох Восточные Церкви выживали только благодаря щедрой материальной поддержке нашего православного царства. И таков « способ присутствия в современной истории» Константинопольского Патриархата…

         Далее интернет-портал «Православие в Украине» делает уже совершенно не лезущее ни в какие ворота умозаключение, утверждая, будто великим и промыслительным благом для Константинопольского Патриархата является его нынешнее «изъятие из исторического бытия» и отсутствие у него собственной, исторически преемственной от Византии, а не рассеянной в диаспоре паствы. Конечно, то обстоятельство, что более половины верующих этой Церкви составляют этнические греки, осевшие в США, не может не сказываться на наполняемости денежных потоков, стекающихся в Стамбул. Но разве это самое главное в служении Церкви? И неужели православные должны радоваться тому, что в стамбульском квартале Фанар, где находится резиденция «первого по чести» Патриарха, он пребывает в герметичной изоляции, фактически в духовном заточении, будучи лишен возможности пройти во главе крестного хода по своему городу или добиться для своих клириков права появиться на улице в священническом облачении, а до недавнего времени – даже свободно перемещаться по миру?

Впрочем, согласно убеждению автора статьи, все это каким-то таинственным образом «не делает патриарха зависимым от Турецкого государства». Более того, падение цивилизации Второго Рима и исчезновение с карты мира могущественной Византийской империи, оказывается, имело своим благодетельным следствием то обстоятельство, что крошечный Фанар победил «главное искушение для Православия — услужение Церкви перед государством и нацией», и теперь наконец освободился для того, чтобы «служить лишь Церкви, лишь человечеству».

В России в связи с этим диковинным вывихом апологетического сознания наверняка припомнили бы бессмертную реплику Скалозуба про «пожар Москвы двенадцатого года», который «способствовал ей много к украшенью».

Но вот по вопросу «служения Фанара человечеству» немало горьких слов могли бы сказать и православные украинцы, и православные эстонцы, и православные русские. А также чада не признаваемых Константинополем Православной Церкви в Америке и Японской Автономной Православной Церкви. Впрочем, и юрисдикционный статус Русской Православной Церкви в ее канонических пределах после 1686 года Фанар также не признает. Таким образом, Константинополем признается юрисдикция только тех церковных структур, которые соглашаются быть зависимыми от него. Вот и получается, что все человечество, которому беззаветно служит Константинопольский Патриархат, компактно разместилось в турецком Фанаре, претендующем на роль модератора православного единства, но фактически раскалывающего его.

  Впрочем, все эти мелкие обстоятельства не принимаются в расчет    интернет-порталом «Православие в Украине» и Геннадием Христокиным, которые верноподданически заявляют: «Украинский раскол оказался настоящей болью сердца для первого по чести иерарха, являющегося высшей апелляционной инстанцией в православном мире».

Однако у участников внеочередного заседания Синода Украинской Православной Церкви, состоявшегося 23 июля 2008 года под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской Лавре, на этот счет иное мнение. Оно недвусмысленно выражено «Обращении к Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І», а также в «Обращении к верным чадам Украинской Православной Церкви по случаю визита на Украину Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей».

В документах, в частности, говорится: «Уврачевание церковных расколов – внутреннее дело Церкви. Преодолеть существующие разделения можно лишь на основе соблюдения догматического и канонического Предания Православной Церкви…

Считаем, что все инициативы, которые касаются путей преодоления церковного раскола на Украине, должны согласовываться с нашей Церковью, поскольку именно она является единственной признанной Православной Церковью на Украине, и только она входит в семью Поместных Церквей…

Мы убеждены, что Украинская Православная Церковь способна самостоятельно решить свои внутренние проблемы. Помощь же иных Поместных Церквей не должна превращаться во вмешательство во внутренние дела нашей Церкви», — отметили члены Священного Синода Украинской Православной Церкви, напомнив, что необдуманные действия могут не только привести к обострению межконфессионального противостояния на Украине, но и стать серьезной угрозой православному единству.

Таким образом, в связи с историческим визитом в Киев Святейшего Патриарха Константинопольского речь отнюдь не идет о наделении высокого гостя каким-либо статусом «высшей апелляционной инстанции в православном мире», а также всеправославного распорядителя, вселенского управителя, властителя и судии, или чего-то в этом роде.

И это не только справедливо и разумно, но и спасительно. Ибо «к то дерзнет именовать себя Вселенским епископом или желать подобного титула, является по своей гордости предтечей антихриста». Так высказался, конечно, не Геннадий Христокин на интернет-портале «Православие в Украине». Эта важнейшая для всего крещеного мира мысль принадлежит святителю Григорию Двоеслову.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.