Об
Каждый раз на литургии мы слышим чтения из двух разделов Нового Завета – из Апостола (т. е. либо отрывок из книги Деяний апостолов, либо фрагмент одного из апостольских посланий) и из Евангелия. Проповедь в храме чаще посвящается словам Евангелия (что, в общем-то, понятно) и гораздо реже (что жалко) – чтению из Апостола. Но, думается, ничто не мешает нам здесь, на электронных страницах, уделить внимание обоим новозаветным фрагментам, которые предназначены для наставления в 12-ю субботу по Пятидесятнице как верных, так и оглашаемых.

Вот что писал христианской общине города Коринфа апостол Павел двадцать веков назад и вот что он говорит нам сегодня:

Братия, посмотрите кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1:26–29).

Здесь хотелось бы в качестве контекста привести целиком первые четыре главы этого послания, посвященные той же теме, но это невозможно и ненужно; укажем лишь, что чуть выше цитированного фрагмента располагается знаменитое: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (ст. 18).

Итак, мы, именующие себя христианами, т. е. последователями, учениками Христа – обетованного Мессии, – призваны Богом. Почему выбор пал именно на нас – известно Ему, но не нам. Но вот что нам известно (отчасти по личному опыту, отчасти благодаря свидетельству других членов Церкви и не в последнюю очередь Павла): Бог избрал немудрое, немощное и уничиженное – и притом не из жалости к неудачникам, но с определенной целью: чтобы посрамить мудрое, сильное и значащее. Чтобы, говорит апостол, никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Сегодня эти слова очень важны для нас. Говоря «для нас», я имею в виду опять-таки христиан – ибо что мне судить и внешних? (1 Кор 5:12). Если мы по-прежнему считаем Павла Тарсянина своим духовным наставником, если его послания в нашем сознании еще не полностью вытеснены телевизором и интернетом, тогда стоит на минуту остановиться и задуматься.

Задуматься вот над чем. Каким это образом плоть вдруг решила похвалиться собою перед всем миром и, похоже, перед Богом? Как жажда имперского величия, которая в последнее время обуяла большинство наших соотечественников (в том числе христиан), соотносится с крестной жертвой Господа Иисуса Христа, принесенной за весь человеческий род? Как можно было забыть, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14), ибо и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр 13:12)? Почему мы, купленные дорогою ценою (1 Кор 7:23), мы, немудрые пред Богом, немощные в любви, уничиженные собственными пороками и страстями, решили быть судьями и палачами для иных народов и племен?

Вероятно, всё это стало возможным тогда, когда христиане предпочли распятому Христу идолы успеха, национального величия, военной мощи, т. е., по сути дела, отвергли Господа и сделались безбожниками, присоединились в Великому Инквизитору и теперь вновь готовы убить Иисуса, потому что Он не соответствует их ожиданиям, потому что Он посмел сказать: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Гордость и вражда ослепили людей, превратив их в духовных калек.

И здесь мы переходим к сегодняшнему евангельскому чтению.

В те дни, когда выходил Иисус из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф 20:29–34).

Этот всем известный эпизод показывает нам движение человека в сторону, противоположную той, куда сейчас движется наше общество (если у нас вообще есть общество). Двое слепых, сознавая свое бедственное положение и услышав об Иисусе, начинают кричать и вопить, всеми силами души желая прозрения. Они получают просимое – и идут за Иисусом, т. е., можно думать, становятся Его последователями и учениками.

То же случилось и с другим слепцом, из исцеления которого иудейские власти устроили целый судебный процесс (Ин 9:1–38). После того как бывший слепец признал Иисуса Мессией, Спаситель произносит такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин 9:39). Вполне возможно, что сейчас мы как раз находимся на скамье подсудимых. Однако утратим ли мы зрение из-за человеконенавистничества и гордыни или же, сознав свою немощь, с Божьей помощью прозреем – зависит от нас самих.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.