Главная Главная тема
Об отверженных исках
Почему Господь не захотел решить имущественный спор братьев? На чьей Он стороне во всех наших спорах? Размышляет Сергей Худиев.

Об отверженных исках

Бог что, не за правду? Его не беспокоит наглое попрание всех норм справедливости и человечности?
Почему Господь не захотел решить имущественный спор братьев? На чьей Он стороне во всех наших спорах? Размышляет Сергей Худиев.

В Евангелии не очень много случаев, когда Господь говорит «нет». К Нему обращаются с просьбой, а Он отказывает. Даже не просто уклоняется — как, например, когда Его хотели сделать Царем — а именно прямо отвергает просьбу. Один из этих случаев описан в Евангелии от Луки — «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лук. 12:13,14)

Это звучит поразительно холодно. Человек, у которого был конфликт с его братом, наверное, весь истерзался, ко всем и каждому приставал, всех призывал в свидетели, потерял покой и сон — а Господь, воплощенная любовь, отвечает ему таким холодным отказом. Почему? Ведь Господь, обладая, во-первых, способностью видеть сердца людей, о которой упоминается в Евангелии, во-вторых, несомненным влиянием на людей, мог бы легко разрешить эту проблему, обличить негодного брата, утешить этого бедного истца… Почему Он так резко и обидно отказывается это делать?

Он что, не за правду? Его не беспокоит наглое попрание всех норм справедливости и человечности при разделе наследства?

Что же, выходит, что нет — Он не считает, что Его миссия судить и делить. Но Он же Судия мира? Да, Он Судия. Но обращаться к Нему с делом о разделе наследства не стоит.

Сергей Худиев

Почему бедный проситель был так холодно отвергнут? Дело не в том, что прав был на самом деле его брат — Господь ничем на это не указывает. Скорее, дело в том, что желание отсудить у брата свое-кровное совершенно застило бедняге глаза, он буквально света белого не видел, не видел и воплощенного Бога и Спасителя, с Которым сейчас разговаривал. Он видел просто кого-то, кого можно использовать на своей стороне в конфликте. Он не хотел исполнить волю Божию — и не искал ее — он хотел, чтобы Бог, или, по крайней мере, этот могущественный и загадочный Человек, кто бы он ни был, исполнил его волю. Его способность видеть, слышать, думать и искать Бога была полностью подавлена этой поглощенностью конфликтом.

Так бывает — человек постоянно прокручивает в уме обвинительные и защитительные речи, перечисляет свои горькие обиды и неправды другой стороны, требует, чтобы его выслушали. Сейчас, когда есть социальные сети, изливает в них свой гнев и горечь, обиду и негодование. Такой человек может быть сильно религиозен — в том смысле, что постоянно призывает Бога в свидетели своей правоты. Как и человек, упомянутый в Евангелии, проявлял к Иисусу несомненный интерес. Он пробился к Нему, заговорил с Ним — но был не в состоянии услышать Его. Для того чтобы увидеть правду Божию, ему надо было отложить свою правду — выйти из своей одержимости конфликтом, просто взглянуть в лицо Спасителю мира и забыть о том, чего он справедливо или несправедливо лишился.

Ведь бывает Правда Божия, Правда с большой буквы, а бывают частные, небольшие правды, которые люди отстаивают в бесконечных конфликтах между собой. Есть анекдот про мудрого раввина, который мирил двух ссорящихся женщин — «и ты, Сара, права, и ты, Циля, права». Когда у него спросили, как же так может быть, он успокаивающе ответил — «и ты прав».

В самом деле, у обоих сторон могли быть справедливые требования и обоснованные жалобы, обе причинили друг другу какие-то обиды и неправды — поэтому у каждой есть список претензий. У каждой могут быть какие-то вполне законные права и интересы. В чем-то каждая из сторон права.

Но как это бывает в человеческих конфликтах, люди не дают себе труда рассматривать, в чем требования противной стороны могут быть справедливы, а упреки обоснованны. Более того, в принципе не хотят этого делать — из наличного материала выстраивается такая версия событий, которая больше устраивает, которая поможет представить свою частную правду как Правду с большой буквы и даже правду Божию. Конфликт, который можно разрешить, пойдя на взаимные уступки, к общему удовлетворению (или, хотя бы, к уменьшению вреда) делается неразрешимым. Ведь нельзя договариваться с абсолютным злом, это предательство Добра с большой буквы. Тем более что все равно ничего не выйдет — недаром в сетевых дискуссиях так популярен Гитлер, с ним тоже пытались договариваться, ничего не вышло, наши оппоненты тоже такие гитлеры-гитлеры, с ними тоже говорить не о чем…

Но беда в том, что претензия на абсолютную Правду, с обязательным отнесением всех несогласных в лагерь абсолютного зла, совсем не помогает отстоять свою правду — те свои требования, которые справедливы, реалистичны и вполне могут быть исполнены. В одной книге по посредничеству в конфликтах мне попалась очень здравая идея — не говорите о том, кто виноват, говорите о том, чего вы хотите. Что вы хотите видеть на выходе из этого конфликта? Какие ваши нужды должны быть восполнены?

Правда Божия не ищет судить и делить — правда Божия ищет спасать и исцелять. Поэтому правда Божия одинаково неприятна обеим сторонам конфликта. Бог на нашей стороне! — восклицают те и другие. Но им уже очень давно дан ответ — «кто поставил Меня судить или делить вас?» Он не союзник той или иной стороне в наших дурацких ссорах. Он Господь и Спаситель.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.