11 февраля мировые СМИ распространили сенсационную новость: Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в ходе заседания консистории по вопросам канонизации новых святых Католической Церкви неожиданно объявил о том, что принял решение уйти в отставку с поста главы Католической Церкви. По словам Папы, решение это целиком добровольное, а сам понтифик целиком отдает себе отчет в том, что намерен совершить.
Официальное заявление об уходе с Папского престола, как сказал Бенедикт XVI, прозвучит вечером 28 февраля. Уже решено, что конклав, который изберет нового Папу Римского, соберется спустя буквально несколько дней после ухода Бенедикта XVI на покой, в марте этого года — он должен завершиться к Пасхе, которую католики в этом году будут отмечать 31 марта.
Заявление Папы, судя по всему, стало неожиданностью даже для большинства иерархов Католической Церкви, которая была не готова не только к уходу Бенедикта XVI лично, но и к тому, что пожизненно избираемый глава Римской Церкви вообще может принять подобное решение. Заявление Бенедикта XVI об оставлении папского престола стало «громом среди ясного неба», признал государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, ближайший соратник Папы.
Последний случай ухода Папы Римского в отставку имел место в начале XV в., когда папский престол покинул Григорий XII. Однако тогда отставка понтифика была вызвана расколом внутри Католической Церкви. Григорий XII отрекся от престола (то же самое должны были сделать и его соперники — антипапы), чтобы положить конец раздорам. Если же вспоминать целиком добровольное отречение от папства, то, похоже, в последний раз это произошло в 1294 г., когда св. Целестин V покинул папский престол после менее чем полугодового понтификата: этот бывший отшельник-аскет с ужасом осознал, что взваленное им на себя бремя папства ему просто не по силам.
Каковы причины принятого Бенедиктом XVI решения оставить папский престол? Сам он объяснил необходимость уйти на покой так: «Неоднократно испытав свою совесть перед Богом, я пришел к уверенности, что моих сил — из-за преклонного возраста — больше недостаточно для надлежащего исполнения служения Святого Петра. Я прекрасно осознаю, что это служение, в силу его духовной сущности, должно исполняться не только делами и словами, но в не меньшей степени страданиями и молитвой. Тем не менее в сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять ладьей Святого Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа, а энергия эта в последние месяцы настолько угасла, что я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение».
Думаю, что Бенедикт XVI совершил мужественный и мудрый поступок — не каждой значительной публичной личности дано вовремя уйти со сцены: для иных судорожное цепляние за любую возможность остаться превращается в итоге в фарс, чреватый полной потерей былого авторитета и доброй о себе памяти. Безусловно, Папа, которому в апреле этого года исполнится 86 лет, приняв решение о своей отставке, прежде всего проявил заботу о возглавляемой им Католической Церкви, почувствовав, что настал момент, когда следует передать бразды правления в более молодые и энергичные руки. Не менее важно и то, что Бенедикт XVI избавил свою паству от унылого зрелища угасания очередного понтифика, способного нанести ущерб имиджу Церкви. Многие еще помнят, сколь тягостными были последние годы жизни его предшественника — Иоанна Павла II, агонизировавшего на глазах у миллионов приверженцев католицизма, но почему-то так и не решившегося уйти на покой (хотя сам Папа Войтыла о такой возможности заговаривал не раз).
Каким нам запомнится понтификат Бенедикта XVI? Мне кажется, что его деятельность сродни той поре «отлива», которая сопровождала большинство великих революций. Для Католической Церкви таким потрясением стал Второй Ватиканский собор и последовавшие за ним реформы. Многое из его предначертаний были необходимы для оздоровления церковной жизни, но не меньше было и решений, которые нанесли ей существенный урон. Новации, вводимые в Католической Церкви в принудительном порядке при склонном к популизму Иоанне Павле II, болезненно сказались на положении Католической Церкви, прежде всего — в странах Европы, где наиболее ощутим кризис католицизма. Бенедикт XVI, который имеет репутацию консерватора, никогда, однако, не был узколобым ретроградом. Его умеренный консерватизм пошел на пользу Католической Церкви, позволив во многом добиться удачного синтеза новаций и традиции, что сбалансировало характер современного католицизма.
Нельзя не отметить и того, что при Бенедикте XVI значительно улучшились отношения между католиками и православными. Это произошло, прежде всего, за счет прекращения того активного католического прозелитизма, который, следуя своей польской ментальности, поощрял в православных странах Иоанн Павел II, и сам с настойчивостью, заслуживавшей лучшего применения, стремившийся в них непременно побывать, не считаясь с негативным настроем православного большинства населения. Бенедикт XVI не просто отказался от подобной линии поведения. Ему хватило мудрости понять, что сегодня католики и православные должны отказаться от конфронтации ради совместного ответа на вызовы современного мира и совместно утверждать в нем общие христианские ценности, все более подвергающиеся ожесточенным нападкам.