«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимся

Каждый год в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга. Но почему отношения между нами не меняются и, даже вступив в пост, люди быстро возвращаются к обычному стилю поведения. Как, произнося просьбу о прощении, действительно менять свое отношение к человеку – рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов.

Как будто все они собрались отправиться в мир иной

Протоиерей Георгий Митрофанов

Наша Церковь многие века живет по монастырскому богослужебному постовому уставу. Этот устав определяет уклад нашей жизни как в пространстве храма, так часто и вне его. На практике такой монастырский устав, созданный в странах Средиземноморья в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, соблюдать в наших условиях невозможно. Его и не соблюдают, произвольно сокращая богослужения, смягчая посты для младенцев, детей, беременных женщин, больных.

Именно как предписания этого старого монастырского устава имеет место и чин Прощеного воскресенья. Обусловлен он был вполне конкретными жизненными обстоятельствами: с началом Великого поста многие монахи покидали свои монастыри, уходили в пустыню, уходили в затвор, откуда могли не вернуться – заболеть и умереть, стать жертвами разбойников и так далее. Именно поэтому перед важным периодом Великого поста, периодом покаяния, монахи собирались вместе в монастырском храме и просили друг у друга прощения. Это было вполне оправданно, вполне логично: на Пасху они могли уже не увидеться.

В наших условиях это действие приобретает довольно странный характер. Люди, которые постоянно общаются друг с другом и будут общаться друг с другом во время Великого поста, будут иметь постоянную возможность как грешить по отношению друг к другу, так и просить прощения,  вдруг почему-то именно в этот день нарочито, совершив вечерню в полдень после Божественной литургии, просят друг у друга прощения, как будто все они собрались отправиться в мир иной. Конечно, это носит довольно искусственный характер.

Кого не знаем – того прощаем с легкостью

С другой стороны – и это гораздо более серьезно – у многих, из года в год проходящих чин прощения, вырабатывается ощущение, что можно в течение года строить отношения с людьми достаточно произвольно, даже совершая дурные поступки, а потом, в лучшем случае, исповедовать эти поступки на исповеди, но не просить прощения, откладывая это до дня Прощеного воскресенья.

На практике получается так, что в наших храмах, где очень многие прихожане друг друга толком не знают, они формально просят друг у друга прощения и прощают друг друга с легкостью. Но нередко они считают излишним просить прощения у тех людей, в отношении которых действительно поступили дурно, но эти люди – не прихожане данного храма, хотя могут быть даже членами нашей семьи.

Это приучает нас к тому, что мы воспринимаем прощение как нечто условное и, по сути дела, не влияющее на нашу повседневную жизнь.

Согрешили, ну и ладно, на ближайшей исповеди исправим, а прощения попросим в Прощеное воскресенье, и все нам отпустится.

Это приучает нас к безответственности, к поверхностному отношению к нашим ближним.

На чине прощения собирается много людей, в том числе те, которые и в храме бывают нечасто, и все вдруг начинают просить прощения у людей совершенно неведомых, оставляя непрощенными свои грехи в отношении тех, с кем они живут постоянно, с кем они часто общаются за пределами данного храма.

Покаяние должно сопровождать нашу жизнь постоянно

Люди входят в Великий пост и постепенно, даже уже во время поста, возвращаются в привычный ритм взаимоотношений с окружающими. Нельзя единожды в год просить прощения у всех подряд. Прощения нужно просить всякий раз, когда ты совершаешь дурной поступок, по отношению к кому бы он ни совершался. Причем не только произнося определенные ритуальные слова, а прежде всего меняя свое отношение к человеку.

Таинство покаяния не надо сводить ни к форме исповеди, ни к форме чина Прощеного воскресенья. Таинство покаяния должно сопровождать нашу жизнь постоянно. Просто, когда нам стыдно от своих грехов, мы должны не только произносить слова о прощении, но и менять свою жизнь. А вот тут как раз мало что получается.

И уж тем более ни о каком прощении речи не идет, когда появляются на эту тему SMS, сообщения в социальных сетях… Это просто надругательство над таинством покаяния.

Нередко люди неадекватно боятся современной цивилизации, видят в ней присутствие демонических сил. Но иногда готовы самые нелепые ее проявления использовать в религиозной жизни.

SMS нужна для того, чтобы при необходимости кратко и быстро передать какую-то конкретную информацию. Все эти «прости меня» в мессенджерах, как и поздравления на Пасху, Рождество – кощунство. А мы отучаемся общаться непосредственно с человеком. Близкие становятся для нас не ближними, а дальними, с которыми очень легко имитировать отношения.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Поддержи Правмир

Сделай вклад в работу издания

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: