Речь идет не о привычных или, наоборот, новых, словах политической пропаганды и публицистического красноречия. Напротив, это слово очень древнее и веками не теряющее своей актуальности. Слово, занимающее значительное место в жизни общества, порождением какого бы общества или политической системы оно не являлось. На этом слове зиждутся жизнь и смерть. Это слово динамичное, взрывоопасное, эффективное, будоражащее. И это слово – Бог.
Никогда раньше люди не ненавидели его, не отрекались от него и не предавали его смерти с такой яростной настойчивостью и такой глубочайшей ненавистью, как в наше время. И никогда раньше люди так сильно, как в наше время, не нуждались в Боге. Поскольку сейчас уже не отдельные личности, а целые социальные группы и общественные слои, сама человеческая история, впервые с того момента, как была сотворена, живут в таком губительном напряжении и очевидных пограничных ситуациях, которые разрушают целые институты и уклады жизни, общественные формы, заносят меч, грозя смертью человеческой свободе.
Все те, кто пребывают в бдении, будь то верующие, неверующие или маловерные, со скорбью отмечают чувство ужасной внутренней растерянности от осознания того факта, что мир разрушится, если человек не обретет нравственность и не будет вновь опираться на начала, способные восстановить мир, возродить как личные отношения людей, так и их связь с обществом. Мир погибнет, а человек без Бога утонет в жестокости.
После иллюминаций Ренессанса, фейерверков Просвещения, видя, как несутся вперед наука и технологии нашего времени, мы оказались перед необходимостью переосмыслить нашу картину мира и снова сделать ее теоцентричной, если мы решительно не стремимся погубить самих себя.
Однако такая картина мира подразумевает, что слово Бог вновь обретет социальный и экзистенциальный авторитет, который попыталось отнять у него время вероотступничества.
И как раз в это трудное, суровое время, в час великого смирения человека эпохи индивидуализма, люди, буквально прижатые к стенке своими неудачами, приходят в ярость, когда слышат слово “Бог”. Снова придет Он? Снова Он будет контролировать нашу жизнь? Тот, Кого мы изгнали и осудили? Тот, Кого казнили?
Ненависть к Богу, или, скорее, ненависть к слову “Бог” – какой несчастный может по-настоящему возненавидеть Бога? – распространяется и на тех, в чьих словах и делах выражен Бог.
И мы, со всеми нашими прискорбными слабостями, ошибками, со всей нашей ничтожностью еще осмеливающиеся верить в Бога, находимся в поистине странной ситуации: существуют люди и силы, которые ненавидят нас, хотя никогда нас не видели и мы не имеем никакого отношения к их интересам, взглядам и страстям. Они ненавидят нас лишь потому, что знают: мы верим в слово, которое их задевает, обжигает и тревожит. Они клевещут на нас и оскорбляют нас, потому что мы носим в своем сердце Его след, и, куда бы мы ни пошли и где бы ни скитались, они знают, что в нас – Его образ. Они видят и ощущают Его. И не прощают нам этого.
“Великий театр мира” Кальдерона сегодня – театр нашей вселенской одинокой души. Здесь борьба обостряется, достигает пика стремление мира на востоке и западе, севере и юге уничтожить это слово и уйти от закона Сотворения. Именно это стремление в отношении Бога является причиной кризиса нашей культуры и ахиллесовой пятой Запада. На этом слове, словно на камне, сокрушаются люди, идеологии, социальные системы и международный обман.
Мы, смертные, в чьих жилах, словно часовой механизм, стучит смерть, хотим отказаться от Бога. И отказаться от самих себя. Мы хотим нанести удар Богу, ближнему и в результате ранить самих себя. Мы хотим без Него достичь мира, свободы, культуры и утонуть в смертельной агонии истории.
Это слово согревает, просвещает, сокрушает и вдохновляет. Для человека – это слово заветной истины, слово любви.