Обзор православной блогосферы: конфликты церковные и околоцерковные

|

Последние две недели прошли в православной блогосфере под знаменем церковных скандалов самого разного уровня.

В течение этого времени блогеры всех юрисдикций обсуждают извержение из сана и обвинение в педофилии бывшего секретаря Костромской епархии игумена Харитона (Просторова). Блогеры в большинстве  недоумевают относительно извержения из сана, которое произошло без присутствия отца Харитона и о котором епархия сообщила мало того, что спустя полгода, так еще и не называя канонических преступлений.

“Кто нибудь может мне объяснить, как стало возможным “осуждение” без личного присутствия обвиняемого?” – выказывает непонимание протоиерей Александр Авдюгин, лично знающий осужденного.

Максимально четко сформулировал вопросы по делу иерей Сергий Царев из Воронежа:

во-1, когда и где состоялся церковный суд, извергший из сана иг. Х., во-2, за что его лишили сана, в-3, когда это решение утвердил Патриарх.

Впрочем, вопросы попадаются разного толка.

Более осторожную позицию “не принимать и не отвергать” занял киевский священник Андрей Дудченко:

Касательно игумена Х., о котором бурлит и бушует орто-блого-сфера. Первой реакцией у меня, было, естественно, вступиться за него. Потом подумал: а ведь ничего, собственно, я не знаю об этой истории, кроме того, что написал сам о.Бытописатель. С одной стороны, у меня нет оснований подозревать его в каких-то ужасных грехах. Сегодня разговор с человеком, знающим о.Х. лично, меня укрепил в этой мысли. Кроме того, лучше погрешить в оправдании, чем в осуждении. И процедура суда, если он таки был, и при этом о.Х. не вызывали на него, говорит скорее в пользу неправомочности этого суда.
Более агрессивно высказал свою точку зрения блогер Игорь Гаслов, посвятив “делу игумена Икс” два десятка постов. Прямо он ничего не говорит, но решение о снятии сана не осуждает, комментарии официальных лиц считает справедливыми, а большинство сочувствующих отцу Харитону блогеров упрекает в некомпетентности.

Второй темой, хотя, конечно, с гораздо меньшей взрывной волной, стало обращение трех ижевских священников к Патриарху: иерей Александр Малых, клирик кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского, кандидат богословских наук, протоиерей Михаил, настоятель храма Преображения Господня села Ягул, настоятель храма святителя Василия Великого д. Хохряки, и протоиерей Сергий Кондаков, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялова, руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, член Общественной Палаты Удмуртской Республики.

Не разбирая самого обращения, хочется процитировать пост из блога Виктора Сударикова:

Там есть и правда, есть и какие-то притянутые за уши странности, ради которых и кашу заваривать никакого смысла, и довольно надменный призыв: “Вы должны покаяться!” и безусловный вред от ухода в раскол. Не удивлюсь, если завтра все трое будут лишены приходов и отправлены в запрет до покаяния.

Но вот что остается фактом – у нас нет ни механизма, ни культуры внутрицерковной дискуссии – чтобы говорить не на языке расколов, ультиматумов и прещений, а по-церковному…”

Иеромонах Феоктист (Игумнов) из Троице-Сергиевой Лавры сообщает, что все три священника – далеко не маргиналы, сумели восстановить приходы и собрать крепкие общины, которые, скорее всего, пойдут за своими пастырями. Тем печальнее звучит его признание, что никакой реакции со стороны духовенства на сложившуюся ситуацию нет:

В течение последних дней эти отцы сумели посеять довольно серьёзное смятение в душах верующих (сужу по количеству обращений ко мне из епархии с просьбой как-то прокомментировать ситуацию). И, насколько я могу судить отсюда, из Лавры, все остальные священники молчат и не предпринимают каких-либо действий для успокоения людей.

Третья тема появилась позже всех. Последние пару дней православные блогеры бурно обсуждают вышедший в “Русском Репортере” репортаж Дмитрия Соколова-Митрича “Очень маленькая вера. Почему второго крещения Руси нет и не будет” о печальном положении дел в Русской Православной Церкви на примере Белгородской епархии. Дмитрий предложил в своем Живом Журнале обсудить публикацию, и мнения блогеров разделились: одни нашли материал весьма метким и своевременным, другие с оценкой журналиста совершенно не согласен.

Интересно, что согласия не нашлось даже среди священников. Отец Феодор Людоговский отметил, что взгляд в репортаже очень важный, и к нему стоит прислушатся и задуматься. А протоиерей Димитрий Карпенко из той же Белгородской епархии заметил у Дмитрия ошибки и неточности:

о. Павел удивился, когда узнал что он “Жажду” успел откомментировать. Он еще даже не успел этой фильмы посмотреть.

Да и вообще показательно, что из достаточно продолжительной беседы с владыкой Вы почерпнули только то, что перепутали двух абсолютно разных людей. И кто Вам сказал, что владыка бывший рокер?

И еще интересно как Вы с таким “знанием” пишите о том где не были (социально-теологический ф-т), а о том где действительно были (дет. сад, гимназия) ни слова.

Приезжайте еще ) Будем ждать с нетерпением, дорогу Вы уже знаете )

Разделились мнения и мирян.

Анонимный блогер decalog считает репортаж неудачным:

Мне одному кажется что в этой статье Соколов-Митрич “дал петуха”. Он сравнивает участников группы вконтакте “Против духовной безопасности” с количеством прихожан кафедрального собора. То есть людей нажавших трендовый лайк и людей собравшихся, и пришедших на трехчасовую службу в свой выходной день. Причем выступает на стороне первых.

Соколов Митрич хвалит о.Геннадия Фаста и ругает архиепископа Антония. Хотя о.Геннадий Фаст это как раз человек “патриархийного типа” настаивающий на сознательных усилиях по воцерковлению людей. Именно по его рекомендациям написаны патриархийные методички для штатных катехизаторов. А архиепископ Антоний как раз тот человек который настаивает на том что русские – генетические православные и учить их в вере не надо, сами придут. Батюшки именно такого типа больше всего озабочены тем что, цитирую Митрича “к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители” И Митрич сочувствует горю батюшек, которых чрезмерное знание православия прихожанами лишит благотворителей.

Журналист Иван Семенов, напротив благодарит коллегу за честность:

Хочу выразить признательность своему френду  smitrich за честную статью , посвященную современным проблемам Русской Православной Церкви. Бесплатно.

Игорь Гаслов решил вступиться за упомянутого в репортаже в негативном ключе игумена Савву (Тутунова) и создал картинку-демотиватор:

Правда, диалог в его журнале, почему-то пошел в сторону: комментаторов больше заинтересовали цвета облачений на фотографии.

Вообще, надо отметить, что в течение поста количество скандалов и информационного шума в православной блогосфере многократно возрастает. То ли, ослабев от поста физического, блогеры пытаются расслабиться хотя бы духовно¸ то ли, напротив, свойственные посту глубокие духовные переживания заставляют бурно реагировать на церковные нестроения.

Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: