Начало февраля в православной блогосфере оказалось на удивление спокойным.

ЖЖ-пользователь ycnokoutellb предлагает вниманию читателей подборку выдранных из контекста цитат, обычно используемых в качестве антиклерикальных:

«Фраза: «Религия есть опиум для народа». (В значении отравы, наркотика.)

Контекст: «религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».(В значении отдушины, терапии.)»

И еще более занимательная вырванная из контекста фраза:

«Фраза: «Убивайте всех, Господь узнает своих» (легат Арно Амальрик, 1209, вырвал Цезарь Хейстербахский сто лет спустя)

Контекст: «Ваше Святейшество, осада Безье завершилась прискорбнейше. Пока я совещался с баронами, решая, как вывести из города добрых католиков, дабы при штурме они не потерпели ущерба, наши слуги и другие люди подлого звания крикнули «К оружию!», ворвались в город без приказа, и прежде чем мы успели вмешаться, предали мечу до 20 000 человек без разбора на катаров и католиков и с криками «Убивайте всех». Молюсь, чтобы Господь узнал своих». (Арнольд Амальрих письмо папе Иннокентию III)».

Библеист Андрей Десницкий публикует иронический пост с типовыми ответами на стандартный вопрос священнику: «Батюшка, можно или нельзя?»:

«Принципиальный батюшка: низзя!

Вежливый: а отчего бы не сделать так-то, это ведь уже можно?

Образованный: нельзя согласно таким-то канонам, кроме как при таких-то условиях.

Прогрессивный: вообще-то нельзя, но пожалуй, что и можно.

Практичный: только потом обязательно покайтесь на исповеди.

Евангелие: да не в этом ведь дело…»

А инокиня Иоанна из ивановского Свято-Введенского монастыря рассказывает историю «с обратным знаком»:

Священник беседует с девушкой в колонии:

— Ты – дева?

— Нет, я – козерог.

Некоторое недоумение встретило у блогеров недавнее решение Президента России отменить переход на зимнее время. «Разве не зимнее время — «нормальное»?» — вопрошает Михаил Тюренков.

Правда, модератор сообщества ustav Игорь Гаслов считает, что «с точки зрения богослужебного устава это только к лучшему».

Пожалуй, единственной группой населения, пострадавшей в эти дни от острого пера (вернее, клавиатуры) православных блогеров, стали атеисты и антиклерикалы. Тот же Игорь Гаслов комментирует плакат общественного фонда «Здравомыслие» с изречением Дарвина:

«Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»: Прекрасный повод ещё больше утвердиться в своей вере, богатой такими невероятнейшими чудесами.

PS. Начинаю задумываться. А не придуманы ли проекты «ру_антирелижен» и «фонд здравомыслие» в лаборатории на Андреевской набережной?»

(на Андреевской набережной, в Андреевском монастыре, располагается Синодальный информационный отдел Московского Патриархата).

Сергей Худиев посвятил рассказ для патерика недавним критическим высказываниям балерины Анастасии Волочковой о Церкви:

«Некая знаменитая танцовщица, посещая монастырь, пожелала увидеть келии монахов; брат Филарх, по немощи, допустил ее в свою келью; брат же Феофил запер келию и сам ушел, удаляясь греха. Вернувшись же в Царьград, танцовщица рассказала всем, что брат Филарх собою нехорош, келия же его невыметена, грязна и полна тараканов и пауков, брат же Феофил подобен ангелу, келия же его полна золота и драгоценных камней, шелка и парчи, дивных ароматов и пения как бы райских птиц. Слушая речи танцовщицы, все весьма дивились, как добродетель украшает и жилище преданных ей».

Не прошел мимо темы антиклерикализма и протодиакон Андрей Кураев. Он опубликовал пост о митинге в Тюмени против ОПК. Пост состоял из двух фотографий: на одной были изображены два пожилых человека с усталыми лицами и плакатами «Церковь, руки прочь от школы!» и «Попам в школе не место», на другой — видоизмененный плакат-«демотиватор». В оригинале демотиватор изображал две картинки: храм Христа Спасителя с подписью — сумма средств, потраченных на строительство, и фото больного раком ребенка с подписью — стоимостью операции. Ниже шла подпись: «Готов ли ты заплатить за свою веру цену в 4 тысячи детских жизней?». На новой картинке, сделанной юзером bsv-aka-bsv специально для блога о. Андрея, вместо храма был изображен стадион, под которым шла подпись: «Чемпионат мира 2018. Общая стоимость $ 10 000 000 000». Еще ниже значилось: «200 000 детских жизней. Ты готов заплатить такую цену за футбол и пиво?»

При всем внешнем цинизме изображения, нельзя не отметить, что оно является ответом на значительно более циничную и неумную манипуляцию. Любители считать деньги в церковных карманах и кружках как-то забывают, что огромные средства выделяются в том числе и государством на развлечения, культуру (в том числе и не самую высокую) и политический пиар безо всякой оглядки на больных детей (средства на больных детей тоже выделяются, но меньше и по другой статье бюджета). Храмы же восстанавливаются в основном за счет частных пожертвований (или как культурные объекты, ибо в глазах государства разницы между храмом и Большим театром особенной нет). И на больных детей частные пожертвования тоже поступают, и часто от тех же людей, кто восстанавливают храмы.

Наш обзор блогов был бы неполным без напоминания о том, что в Живом журнале действует официальный блог Межсоборного присутствия. Вчера в нем были выложены для обсуждения две темы: «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» и исследование «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг».

Общественная дискуссия, предлагаемая Межсоборным присутствием, помогает его дальнейшей работе.

Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.