Главная Общество

«Обзывали, заперли в раздевалке, а потом толкнули на физкультуре». История одной травли

У Миланы сломана нога, а школа говорит, что «девочки помирятся»
В школе №12 города Красногорска Московской области 23 мая 9-летнюю Милану толкнули на уроке физкультуры одноклассницы, которые травили ее полгода. У девочки диагностировали перелом большой берцовой кости, который от одного падения получить невозможно. Но в школе говорят: «Травли не было». «Правмир» узнал, что случилось с Миланой.

Милану травили, в классе никто не заступался

В 2024 году Мария Барсукова с дочкой Миланой Щербиной переехала из одного района Красногорска Московской области в другой. Милане пришлось пойти во второй класс в школу №12: в предыдущую далеко ездить. 

В новой школе одноклассницы начали придираться к Милане. 

— Две девочки регулярно обзывали Милану, говорили ей, что она жирная и тупая, доводили ее до слез, могли сказать ей: «Привет, жируха!» И никто за нее не заступался.

По словам Марии, учительница редко реагировала на травлю, иногда говорила девочкам «жить дружно». Когда к Милане приставали во время занятий и она начинала плакать, ее просили не срывать урок.

Больше всех к Милане приставали две девочки. Мария разговаривала с мамами этих одноклассниц, просила их донести до дочерей, что нельзя никого оскорблять. Одна девочка действительно перестала травить Милану, но другая продолжила и нашла себе другую союзницу. Но во время разговора «Правмира» с Марией Милана сказала, что ее травили и другие: около шести ребят. Никто из одноклассников за нее не заступался. 

Учительница: «Это обычная перепалка»

Милана не отвечала агрессией на агрессию, Мария ее учила, что от ответа лучше не будет. Друзей в классе у нее почти не было. Единственная девочка, с которой Милана общалась, — ее соседка по парте. Как говорит Мария, они стали вынужденными подругами, так как сидели вместе. Только в параллельном классе у Миланы есть друзья, но там 35 человек — перейти туда нельзя. 

К классной руководительнице дочери у Марии претензий нет: тяжело усмотреть за 30 маленькими детьми. 

При этом сама классная руководительница Миланы Виктория Симакова говорит, что травли не было. Она считает, что между девочками случилась «обычная перепалка», которые часто бывают между детьми. Она также отмечает, что мама Миланы напрямую в школу не жаловалась, а девочка сама могла «обозвать одноклассниц дурами». 

Президент благотворительной организации «Журавлик» и главный эксперт программы «Травли NET» Мария Афонина говорит, что педагогов не учат работать с травлей, поэтому они редко замечают, когда она начинается. Мария Афонина считает, что не стоит обращаться к родителям детей, которые травят другого ребенка — нужно охватывать всю систему:

Мария Афонина

— Травля — это проблема всей группы. В ней участвуют не только агрессоры и жертва, но и большая масса свидетелей. Свидетели — это все остальные дети, которые не задействованы в травле непосредственно, а также взрослые, которые знают о травле, но не вмешиваются. Чтобы травля остановилась, нужно воздействовать на всю группу: собирать весь класс и вести ежедневную работу в течение минимум месяца. Тогда будет результат. Здесь такой работы не было, были только однократные разговоры с родителями агрессоров, — говорит эксперт.

По мнению Марии Афониной, если бы мама Миланы обратилась в школу и классный руководитель или школьный психолог при всем классе обозначил, что у них есть проблема травли и что это неприемлемо, а далее провел специальную работу с коллективом, то результат был бы лучше. Также она отмечает, что можно было бы посмотреть всем классом мультфильм о травле и обсудить, почему это плохо, почему травля влияет не только на жертву, но и на весь коллектив. Дальше, по ее мнению, стоило бы обозначить правила в классе и договориться о поведении без буллинга. Она также рекомендует провести занятия о том, как устанавливать личные границы, общаться с окружающими без вреда для себя и других, как высказывать свое недовольство, а в конце провести игры на сплочение, чтобы закрепить результат.

Травма

В течение минимум полугода одноклассники систематически обзывали Милану.

Как рассказывает классный руководитель Виктория Симакова, две главные зачинщицы травли пожаловались ей на Милану, что та сидит в телефоне и не идет на урок физкультуры. Потом они пошли в раздевалку, где заперли пострадавшую. Освободила Милану ее соседка по парте. 

Отсутствие Миланы на уроке физкультуры на улице учитель не заметил и отметил ее присутствие в журнале. Он, как рассказывает Ольга, шел впереди, а дети были сзади. Девочки поставили подножку Милане, и она упала. 

После падения Милана не смогла встать. Школьный медперсонал, со слов Марии, не понял, что у нее перелом, но девочка не могла ходить. Тогда к ней уже приехала Мария.

— Милана была бледно-синяя, дрожала и плакала. Она должна была ехать в лагерь на море, а тут у нее перелом ноги, — жалуется Мария.

Они с Миланой поехали в институт Рошаля. В больнице врачи осмотрели Милану и диагностировали ей перелом берцовой кости, сказав, что без внешнего воздействия при обычном падении такая травма невозможна (заключение врача есть в распоряжении редакции). Но учительница Миланы утверждает, что девочка вертелась, поэтому у нее и произошел перелом. Сама Милана рассказывала Марии, что ее пинали одноклассницы.

Когда Милана была уже дома, Мария позвонила в школу и запросила записи с камер видеонаблюдения, чтобы разобраться в том, что произошло. 

— Мне говорят, что покажут записи только в понедельник. На это я сказала, что позвоню в полицию и буду смотреть записи вместе с полицией. В этот же момент мне звонит учительница Миланы и мама одной из девочек, которые издевались над дочерью. Вместо предложений о помощи они мне говорят: «А вы знаете, что записи вам будут показывать только в понедельник?» На что я утвердительно ответила. Я решила пойти к директору школы. Мне говорят, что мне покажут записи только со специалистом по безопасности, без него нет доступа к записям, а он придет только в понедельник, — рассказывает Мария.

В понедельник Марии сказали, что записей нет. Тогда она пожаловалась Екатерине Мизулиной в телеграм. Только после этой жалобы, по словам Марии, во вторник утром она смогла посмотреть запись с камер видеонаблюдения, которые были на крыше. Но ей не разрешили взять их копию. К тому же Мария отмечает плохое качество изображения.

По камерам, как рассказывает Мария, было видно, что Милана упала на правую сторону и ее левую ногу пинает одна из одноклассниц. 

— Физическая травля невозможна без вербальной и социальной. Все начинается с обзывательств и других видов буллинга. Если взрослые успевают пресечь травлю в самом начале, то физического насилия не будет, — комментирует Мария Афонина.

В школе решили: «Травли не было»

После того, как Милане сломали ногу, была назначена комиссия по безопасности. На ней присутствовали классная руководительница Миланы, ее мама, директор школы и родители девочек, которые обижали Милану. По словам Виктории Симаковой, на комиссии решили, что травли не было. 

Но Мария написала заявление в полицию о ненадлежащем обеспечении безопасности в школе (есть в распоряжении редакции). Хотя администрация школы просила ничего не делать. Мол, девочки помирятся и все будет хорошо.

Сейчас Милана лежит дома в гипсе. По словам ее мамы, одно упоминание о девочках, которые ее травили, вызывает у нее слезы.

Мария обратилась за психологической помощью в центр «Травли NET», чтобы ее дочери стало легче.

В следующем учебном году Мария собирается переводить Милану в другую школу, даже если им придется ради этого переехать в другой район.

«Правмир» направил запрос в школу, но пока не получил ответа.

Что делать, если ребенок пострадал от травли?

Мария Афонина, президент благотворительной организации «Журавлик» и главный эксперт программы «Травли NET»:

  • При подозрении на травлю нужно сообщить об этом классному руководителю и администрации школы, а не родителям обидчиков. Это важно, чтобы поставить школу в известность и чтобы были предприняты системные меры по предотвращению буллинга.
  • Необходимо добиться, чтобы классный руководитель или школьный психолог провел беседу с классом ребенка и обозначил проблему, а далее регулярно проводил специальные занятия по внедрению новых позитивных правил общения, экологичного обозначения личных границ, а затем организовывал мероприятия на сплочение коллектива. Травля — проблема всей группы, даже если некоторые дети или взрослые пока не имеют к ситуации отношения и просто наблюдают.
  • В случае, если травля не прекращается, нужно изымать ребенка из коллектива с параллельной жалобой директору, а при отсутствии реакции со стороны директора — в местный департамент образования. Важно указать на нарушение прав ребенка на предоставление ему безопасных условий для обучения и отсутствие мер по устранению проблемы. 
  • В случае физических нападений на ребенка после оказания ему медицинской помощи, конечно, нужно обращаться в правоохранительные органы.
  • Если физическое насилие произошло в детском коллективе, необходимо в самом начале оказать медицинскую помощь, а затем психологическую. Часто после физического насилия у ребенка бывает состояние острой реакции на стресс. Такое состояние длится от нескольких часов до 3 дней. Ребенок может либо замирать, впадать в апатию, заторможенность, либо, наоборот, быть возбужденным, дезориентированным в пространстве, совершать хаотичные движения. В этот момент первая психологическая помощь ребенку — это покой, удовлетворение насущных потребностей (попить, поесть, дать информацию), присутствие близкого рядом, возможность выговориться. 

Спустя 3 дня и до 1 месяца после травмы может развиваться острое стрессовое расстройство. В этом случае у ребенка сохраняется плохое настроение, он избегает мыслей или разговоров о травмирующем событии, часто ярко вспоминает произошедшее, у него нарушается сон. В этом случае важно обращаться к психологам, которые умеют работать с такой проблемой.

  • Помимо обращений к психологу, важно поддерживать ребенка дома. Стоит говорить ему, что все плохое — в прошлом, а сейчас он в безопасности. Также важно напоминать, что сам ребенок ни в чем не виноват — часто жертвы травли считают себя виноватыми. Стоит помочь ребенку выразить свои чувства, сказать ему, что вы понимаете, что ему страшно, больно, обидно и одиноко. Важно также проговорить, что произошедшее — это насилие, что такое неприемлемо, чтобы не возникало ощущения, что травля — это норма и что так можно поступать. 

Нужно также сказать ребенку, что будет сделано все, чтобы справиться с ситуацией. Это придает сил. Дальше важно как можно больше проводить времени с ребенком и занимать его тем, что приносит ему приятные эмоции.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.