«Один ученик подрался, другой получил двойку, а разбираться мне». Классные руководители — о своей работе
С шести утра мониторишь сообщения от родителей, выясняешь, почему Васи сегодня нет, а Саша не готова к уроку, разнимаешь драчунов, обзваниваешь родителей двоечников, с боем регистрируешь всех в «MAX» и заполняешь тысячу бумажек на каждого ребенка. «Правмир» поговорил с классными руководителями о том, как они выживают в современной школе.

«Наматывала по 15–20 тысяч шагов, бегая за детьми по школе»

Мария, ХМАО-Югра:

— Когда мне дали мой нынешний класс, эти дети только переходили в пятый. Класс был хороший, но постепенно вскрылись проблемы, которые учитель началки замалчивала. Выяснилось, что она поддерживала конфликт вокруг одного ребенка. Сложного. Его знала вся школа. Он мог швырнуть в одноклассника стул, ударить девочку в живот, уйти из класса. С этим ребенком никто не общался, никому он не нравился, с ним даже мальчишки не хотели сидеть. Ребенок учился на индивидуальном три года, а потом вернулся в класс.

И вот они приходят ко мне. За их пятый класс я наматывала по 15–20 тысяч шагов, только бегая за ними по школе. Первые полгода был еженедельный мордобой с кровью, обычно одни и те же на манеже. Я разнимала, беседовала, читала нотации, вызывала родителей, отправляла к конфликтологу, и так по кругу. 

Тот мальчик тоже постоянно участвовал в драках. В итоге я поняла, что так больше продолжаться не может. Поговорила с конфликтологом, вместе построили план работы. Начали с родительского собрания: беседовали два часа, родители высказали свою боль и опасения. Потом мы вывели правила, которым должны следовать дети и родители, взяли согласия родителей на работу с конфликтологом. 

Затем начались беседы с детьми: индивидуальные, группами, парами. Мы с конфликтологом прорабатывали все обиды и конфликты отдельных детей с этим мальчиком. Работали долго, полгода точно. В итоге в шестом классе стало гораздо легче: меньше ссор и драк. Хотя мальчишка все еще пытался исподтишка всех доставать. Снова беседы с ним, с родителями, конфликтологом. 

У нас много внешкольных совместных мероприятий, я старалась почаще делать его ответственным за какие-то небольшие дела, чтобы и он почувствовал себя уверенней, а дети увидели, что он что-то может. 

Сейчас мои дети в восьмом классе, и я считаю, что конфликта нет. Мой класс, пожалуй, самый дружный в параллели. Ребята легко принимают новеньких, у нас нет травли и драк. Все ребята дружат и общаются между собой. Даже тот мальчишка влился. У него появились друзья. Один раз завуч пришла сообщить, что в мой класс переводят девочку-второгодницу: «Мы посовещались и решили, что в вашем классе ей будет лучше всего». Так и случилось. Девочка быстро освоилась, нашла друзей. Дети часто приходят ко мне просто поболтать, доверяют свои тайны. Но при этом они в курсе, что, если накосячат, кара их постигнет быстро.

Быть классным руководителем мне нравится. В основном. Да, это много дополнительной работы, много потерянных нервов, сложных ситуаций. 

Но при этом классное руководство помогает быть ближе к детям, помогает лучше понять их, ведь просто предметник не проводит с ними столько времени. 

Мой день начинается рано.

6:00–8:00 Мониторю в «МАХ» сообщения от родителей: кто из детей и почему пропустит, опоздает.

7:45 Предоставляю информацию в «МАХ» о болеющих, делаю черновик заявки.

8:00–8:30 Отправляю заявку в столовую.

9:40 Мониторю пропуски в журнале, выясняю причину отсутствия детей, о которых не предупредили.

10:40 Иду в столовую к своим детям, контролирую уборку.

Это каждодневная рутина, а потом как карта ляжет. Например, в пятом классе это выглядело так. Прошел первый урок, два Ивана подрались в коридоре перед математикой. Столовая: дети не убрали за собой, отработайте. Четвертый урок: Денис разбил Ване нос, потому что Ваня в него хотел плюнуть, надо отвести Дениса к соцпедагогу, Ивана — к медику, позвонить родителям обоих мальчишек, сходить с соцпедагогом к директору. Выяснить, почему Саша опять не готова к уроку и ничего не делает, позвонить маме. Вечером обзвонить родителей потенциальных двоечников и удивиться, что родители не в курсе. 

Сейчас я ограничиваюсь первыми пятью пунктами, при этом уже могу пропустить столовую детей. Мои говорят, что среди них нет камикадзе, чтобы не убрать за собой. Мне достаточно позвонить старосте и попросить что-то передать классу. Хотя к концу четверти по-прежнему обзваниваю родителей потенциальных двоечников. 

Иногда мы с детьми собираемся вечером в классе, включаем гирлянды, музыку и играем в настольные игры, посещаем кино, театр, выезжаем за город, на хоррор-квесты. У нас в школе много внеурочных мероприятий, которые требуют подготовки, и порой существенной: зарница, дружба народов, мы собираем с ребятами «добрые» крышечки, макулатуру, дополнительно собираем и вывозим пластик, алюминий и стекло… Все это очень сближает.

Словом, чем продуктивнее ты поработаешь с детьми и родителями в пятом классе, тем легче с ними будет в старших.

Если сравнивать классного руководителя и просто предметника, то, конечно, у классного много дополнительной работы, хлопот и даже проблем. 

Из основного бюрократического: 

  • характеристики на детей (сдаем в конце года, предоставляем по требованию ведомств); 
  • социальный паспорт класса и паспорт занятости детей (самое нелюбимое, мне не нравится опрашивать родителей на предмет малообеспеченности, многодетности и тому подобное); 
  • бесконечный сбор согласий: согласия на тестирование, на вакцинацию, на психолого-педагогическое сопровождение и так далее.

В целом все это не сильно напрягает, хотя времени уходит довольно много.

Добавим, что классный руководитель должен участвовать в школьных мероприятиях и к ним готовиться, контролировать поведение и успеваемость, разруливать конфликты, следить, чтобы дети убрали за собой в столовой, оповещать детей и родителей (самое странное для меня, потому что есть электронный журнал). Иногда приходится помогать детям и подходить к другим учителям, договариваться о пересдачах или дополнительных заданиях, чтобы повысить балл. Все это отнимает силы и время, к тому же ты испытываешь большую эмоциональную нагрузку, потому что переживаешь за них почти как за своих собственных детей. Особенно на мероприятиях вроде зарницы: мысленно маршируешь и проходишь препятствия вместе с ними, а когда падают — это все равно что упал сам. 

Родители в школе… С ними бывает очень тяжело, а бывает легко. Мне повезло, в моем классе замечательные родители и потрясающий председатель родкома. Можем даже пообщаться на отстраненные темы во время детских поездок или по пути домой после родительского собрания. Иногда они просят советов, как быть с их трудными подростками. Самое нестандартное — меня попросили проследить, как ест ребенок. 

Не все родители понимают, что нужно обязательно предупреждать об отсутствии ребенка до начала занятий, приходится объяснять. Иногда родители прикрывают детей, когда те проспали, или оставляют их дома из-за «плохого самочувствия» в день контрольной работы. Конечно, родители ждут, что к их детям будут внимательны, что классный руководитель проконтролирует, поддержит. В целом у нас нет проблем. Иногда могу чувствовать себя неловко, потому что многие родители старше меня. Но здесь как себя поставишь.

Бывает, конечно, что на классного пытаются возложить больше чем следует. Например, мне непонятно, почему я должна писать объяснительную, если ребенок травмировался в школе не на моем уроке или даже не в мое рабочее время.

Знаю случаи, когда классного обязывали писать объяснительную, потому что ученика на каникулах задержали во время комендантского часа. Вот при чем здесь учитель? 

Но мои душки. Поздно не звонят и не пишут, только если не случится что-то из ряда вон выходящее. Все притирки прошли в пятом классе. Один раз прилетела претензия, что я, как предметник, не только не помогаю неуспевающей девочке, но и топлю ее (и еще называю себя классным!). Хотя там была абсолютно заслуженная двойка, и ребенок не торопился ее исправить. 

В прошлом году нас усиленно переводили в «Сферум». Мы уверяли родителей, что это не социальные сети, что это необходимо, успокаивали. В конце года у меня зарегистрировались абсолютно все родители и дети. А в сентябре — переходим в «МАХ». Очень тяжело было убедить родителей и детей. Но самое удивительное для меня другое: родители почему-то не мониторят оценки детей и искренне удивляются, когда в четверти выходит двойка. 

У классного руководства много плюсов и минусов. Для меня плюсов больше. Я работала год без классного перед декретом, и мне было скучно: предметники никак не задействованы в мероприятиях, а я человек дела. Мне нравится общаться с детьми, чувствовать, что я с ними на одной волне. Мне кажется, классные никогда не стареют.

За классное руководство федеральные выплаты составляют 10 тысяч рублей, минус подоходный налог. У нас еще добавляют региональную выплату. Последний год стали платить более-менее достойно. Хоть я и считаю, что несправедливо: за одинаковую работу люди в регионах получают по-разному. В целом с зарплатой у нас как и везде: чтобы зарабатывать более-менее прилично, надо работать на полторы-две ставки. У меня в этом году как раз в общей сложности две.

Наверное, я бы снизила бюрократическую нагрузку: обязаловки использовать определенные мессенджеры для связи с родителями и детьми, все эти соцпаспорта, занятость детей. Конечно, сняла бы с классных ответственность за то, что дети творят за пределами школы. Ввела бы единые документы и требования по всей стране: а то некоторые директора любят заниматься самоуправством. Но в целом быть классным классно!

«Худшее, что есть в работе учителя»

Светлана, Иркутская область:

— Я уходила из школы, точнее бежала, теряя тапочки, как раз таки из-за классного руководства. Мне дали пятый класс, это был мой первый опыт. Дети сложные, характер у меня мягкий. Я разговаривала с администрацией, просила их забрать — отказали. 

Первого сентября после линейки дети побили одноклассника так, что тот оказался в больнице. Мне от стыда сквозь землю хотелось провалиться. Для меня все это было дикостью, это же дети! Играть, радоваться жизни нужно, а тут драка. 

Потом, когда я была на больничном, в классе случилось воровство. Потом в день здоровья ходили в лес, вдоль реки: пока я была с детьми на испытаниях, один мальчик ушел домой. Мальчик был опекаемый, с особенностями здоровья. Так вот, звоню тете-опекуну, а она мне: «Погуляет и придет». Ребенок один, вдоль реки, там обрывы, дом далеко… 

Я сама искала этого ребенка по городу, мужа сдернула с работы. Перенервничала — ужас. Вечером, когда опекун позвонила и сказала, что он пришел, я расплакалась. Это стало последней каплей. У меня началась бессонница, и уже в ноябре я уволилась, сказав, что в школу больше не вернусь. 

Спустя шесть лет вернулась. Очень просила без классного руководства, но не получилось. Сейчас у меня хороший класс и родители, к счастью. Но тем не менее классное руководство — это худшее, что есть в работе учителя. Именно оно отбивает желание работать и любовь к профессии: отчеты, инструктаж, регистрации, планы воспитательной работы, экскурсии, выходы — часто в выходной день и в ущерб своей семье.

«Желанием брать классное руководство у нас никто не горит»

Юлия, Московская область:

— Я никогда не была без классного руководства, но если бы у меня сейчас его забрали, стало бы гораздо легче. Проблем довольно много. Допустим, сегодня прислали два сообщения: надо написать с детьми «Этнографический диктант» и олимпиаду по безопасности в интернете. Дети должны зайти на платформу с телефона или ноутбука дома, но дома практически никто не заходит. Поэтому приходится в школе. Заметим, что в школе телефоны запрещены, но мы должны каким-то образом делать статистику. 

И вот у нас в один вечер две задачи. Такие задачи присылают каждый вечер. В прошлом году нас всех загнали в «Сферум», потом мы должны были загнать туда детей. В этом году «MAX». Старшие дети регистрировались без проблем, но сейчас у меня, например, пятиклассники, и это надо делать с каждым родителем. А многие родители против, они устали. Так что приходится сидеть с детьми, регистрировать их и проходить те же олимпиады. Сейчас идут муниципальные этапы ВсОШ, уже начинается Подмосковная олимпиада. То есть это не прекращается никогда.

На классных руководителей вешают все, включая медицину. Мы должны собрать детей, отвести их на прививки, на диаскинтест (современный внутрикожный тест для ранней диагностики туберкулеза, который выявляет реакцию организма на специфические белки бактерий tuberculosis. — Примеч. ред.), должны сделать листки здоровья. Да, еще папка классного руководителя! Там очень много всяких документов: и социальный паспорт, и протоколы собраний, и на детей куча всего. 

Медицина, пожарная безопасность, «Сбербанк», «СберУниверситет» — все кому не лень взаимодействуют со школой через классных руководителей.

Утро у меня начинается, если все нормально, с сообщений от родителей: у кого что заболело и почему сегодня дети не придут. До первого урока мы должны подать списки: кого нет, по какой причине. Всех отмечаешь в журнале, заказываешь питание, притом что у меня всегда есть первый урок. А если кого-то нет, родители не позвонили и не написали, звоню сама. 

Еще мы проводим воспитательные мероприятия, классные часы. У нас есть большие общешкольные мероприятия вроде Дня учителя, когда каждый класс готовит номер. Поскольку в школе не особо хорошее оборудование, все это довольно затратно и по нервам, и даже по деньгам: если хочется сделать что-то получше, иногда вкладываешь свои деньги. Помимо этого, есть поездки с детьми. А поскольку мы живем в селе, надо заказать автобус или договориться с какой-то фирмой.

Мы разбираем все конфликты между детьми, ходим к учителям-предметникам: что такому-то товарищу сделать, чтобы у него вышла тройка? То есть надо еще отслеживать успеваемость. Бывает, у хорошиста выходит тройка или у отличника не выходит пятерка.

Иногда дети что-то теряют… Вот недавно одна девочка потеряла кофту, мы искали эту кофту по всей школе. Нашли. А бывает, что и не найдешь. 

Дети не всегда знают, что им задали, поэтому пишут мне. Сидишь вечером и выясняешь. К электронному журналу еще не все сделали доступ, а некоторые учителя забывают внести задание. 

Доплаты за классное руководство есть, но не слишком большие. У нас они тысяч 15, точно и не помню. Я считаю, что это не деньги в наше время. Поэтому желанием брать классное руководство у нас никто не горит: тяжело все на себе тащить. В этом году я сильно сомневалась, но как-то все равно настроилась, взяла класс. Теперь, может быть, и жалею. Хотя общение с детьми многое перекрывает. Когда проходишь с ними длинный путь, как было с моими одиннадцатиклассниками, они становятся как родные. С пятиклашками мы пока не притерлись.

Спать я ложусь около полуночи. Дома готовлюсь к урокам, потому что я веду русский и литературу. У меня много тетрадей. Проверять их — мое нелюбимое занятие: почерки у детей сейчас плохие, разбираешь долго. Я, конечно, стараюсь проверять на работе, но все равно что-то несешь домой. За все годы работы я не провела ни одного одинакового урока, все равно к каждому уроку я готовлюсь. Это занимает время. И каждый год мои ученики сдают экзамены, ОГЭ и ЕГЭ. В классе у меня 20 человек, но учеников-то у меня 80, и никого я не могу обделить вниманием. 

На мой взгляд, классный руководитель — это отдельная должность. Знаю, в частных школах этим занимается отдельный человек. Я бы оставила только основное — работу с классом, воспитательные мероприятия. Когда ребенок и родители желают в чем-то участвовать, я только за, я хочу, чтобы дети узнавали больше, развивались. Но чтобы это не было обязаловкой.

«Больше всего мороки, когда я на больничном»

Анастасия, Свердловская область:

— Классное руководство — это однозначно лишняя головная боль. Я согласилась на это после долгих уговоров и обещаний, что ничего лишнего и сверхъестественного просить не будут. 

Мне сделали много поблажек, в частности позволили самой набрать детей в класс. Я работаю со сложной категорией, в основном это дети с аутизмом и ментальными особенностями. Категорически была против брать первый класс, взяла второй (это третий год обучения), состоящий из детей, с которыми я уже работала индивидуально, чтобы сгладить адаптацию. Но тут меня немного обманули: перед отпуском был один состав детей, а после отпуска уже другой. С этим я смирилась, потому что не имею полномочий выбирать детей. Просто пошла навстречу директору. Но он уволился в конце августа. Исполнять обязанности стала завуч, из-за которой я уже раньше увольнялась из этой школы.

Из перечня законодательно утвержденных пяти документов на классного руководителя ложатся характеристики и программа воспитания. К характеристикам никаких вопросов, тем более в начальной школе именно классный руководитель лучше всего знает детей. С программой воспитания есть непонятные моменты, которые решаются в каждой школе по-своему. Есть общешкольная программа с планом мероприятий, но на каждый класс составляется отдельная программа, выбираются подходящие детям мероприятия. Конкретно от нас еще в конце года требуют отчет и анализ выполнения этой программы, то есть уже два новых документа не из перечня (спасибо, что хоть не раз в четверть, как было раньше). И не совсем понятно, когда надо проводить мероприятия из этого плана.

Помимо обязательных предметов и внеурочной деятельности, у наших детей в расписании есть еще коррекционные курсы. Это важная часть учебного плана. И все это дело заканчивается обычно в 14–16 часов.

И то многие дети просто не в состоянии выдержать такую нагрузку и часто уходят раньше. 

Естественно, на каждый предмет и коррекционный курс есть тематическое планирование на год: темы, которые детям надо освоить. Жертвовать частью уроков категорически нельзя. Бывают короткие предпраздничные дни, когда расписание меняется и проводится концерт, но это раз-два в четверть от силы. Спрашивается, когда же проводить все эти воспитательные мероприятия и по ним отчитываться? Внятного ответа мне никто не дал.

Кроме характеристик и программы воспитания, в конце четверти требуют сводные ведомости по успеваемости и посещаемости (что, по сути, отражено в электронном журнале, но с нас требуют и распечатку из журнала, и заполнение отдельной таблицы), а также анализ выполнения образовательной программы. Еще пытаются требовать, чтобы мы посещали семьи и составляли по этому поводу акты, анализировали адаптацию детей и так далее. Я эти требования успешно игнорирую, ссылаясь на то, что они не входят в мои обязанности. Но коллеги выполняют. Естественно, я из-за этого не на лучшем счету у администрации. Коллегам даже открыто говорят поменьше со мной общаться, чтобы не наслушаться «всякого бреда» о том, кто кому что должен и не должен.

Регистрация на разных платформах нас касается слабо. Пока только активно просят «MAX». Я сразу сказала, что буду его устанавливать только на рабочую технику, как только ею обеспечат: больше месяца ждала, в итоге выдали маленький ноутбук. Требуют добавить зама по УВР в чат с родителями в «MAX». Но я такого чата не создавала, с родителями общаюсь больше лично и по телефону. Никаких санкций пока не было. В прошлом году велась такая же практика со «Сферумом», тогда на совещаниях пофамильно называли, у кого в чате хорошая активность, а у кого формальная. Тех, у кого совсем слабая, чуть ли не оскорбляли при всем коллективе.

В этот раз к обязанностям классного руководителя я подошла максимально формально.

С родителями сразу четко обозначила, что связь со мной заканчивается в 19 часов.

Утром на работе открываю рабочий чат, передаю родителям информацию, предлагаю поучаствовать в конкурсах с детьми. Обычно их это мало интересует, да и меня тоже. Иногда делаю с детьми какие-то конкурсные работы, совпадающие с темами моих уроков, потом передаю родителям согласия на заполнение. Но все это без фанатизма.

Больше всего мороки, когда я на больничном. Обычно на замену поставить некого, поэтому детей по одному рассаживают в другие классы. И вот тут начинается чехарда с тем, чтобы каждое утро оповестить пять семей и пять разных учителей о том, кто сегодня заболел, проспал, уехал, уйдет после обеда или останется на продленку до 16 часов. Но плату за классное руководство во время больничного я не получу. Это, наверное, самое неприятное.

Зарплата, конечно, оставляет желать лучшего, но за классное платят относительно неплохо: 10 тысяч федеральных и еще 3,5 тысячи от самой школы. Как я поняла, это больше, чем в большинстве школ города. А еще у меня всего пять детей в классе. Хоть они и сложные, но я ни за что не променяю их на нормотипичных. В классе с тридцатью здоровыми детьми я не стала бы работать ни за какие деньги.

Нагрузка у меня почти минимальная — 20 часов в неделю, я принципиально не беру больше, даже и отказалась бы от лишних двух часов. Зарплата за это, без классного руководства, около 35 тысяч. Конечно, это совсем немного, нормально на такую сумму нигде не проживешь. Но по словам многих коллег из разных регионов, это еще прилично. 

У меня финансовый вопрос остро не стоит. Я вернулась в школу только для официального рабочего стажа и работы в первой половине дня, потому что сейчас у меня маленький ребенок. Больший доход мне приносит моя частная практика. Просто она обычно занимает вечернее время, что я пока не могу себе позволить. Если нервов хватит, просижу в школе, пока ребенок не подрастет, и уйду обратно в частную практику. Там зовут, ждут и ценят, да и работается намного приятнее, зачастую с теми же детьми, что и в школе, а их я люблю.

Плюсов классного руководства, кроме материальных, отметить не могу. Бывают случаи, когда коллектив класса становится для учителя близким и родным. С детьми сближаешься, с ними интересно, весело, хочется проводить время вместе. Но так редко кому везет. У меня из-за специфики работы в принципе это так не функционирует. Детей-то я обожаю, люблю с ними работать, привязываюсь к ним. Но точно так же я работаю и без классного руководства.

Могу только мечтать о том, чтобы классный руководитель был отдельной должностью. Пусть учителя качественно дают знания и при желании вписываются в какие-то тематические мероприятия. А всеми разборками, бумажками, родителями и прочим воспитанием должен заниматься отдельный человек.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.