«Одни
Дети-инвалиды не должны учиться в школе, лежа в кровати. Не должны учиться дома. Все дети — независимо от цвета кожи, цвета глаз или волос, независимо от того, перемещаются они на своих двоих или с помощью коляски, неважно, общаются они русским языком или мимикой и языком тела, едят на перемене бутерброды или лечебное питание через гастростому — ничто не должно быть поводом разделять детей, считает Лида Мониава.    

Коля и сотня других детей хосписа не идут завтра в школу. Почему? Потому что школы футболят больных детей. Школы рады умным детям, рады детям обеспеченных родителей. И не хотят трудных детей, больных детей. Раньше футболили грубо, говорили, что дети-инвалиды необучаемы. Теперь футболят вежливо: наша школа недостаточно хороша для такого ребенка, в соседней будет гораздо лучше.

Мы обзвонили все школы в пешей доступности от дома — сначала места есть, ждем заявку через мос.ру. Когда узнают, что Коля инвалид, места внезапно заканчиваются, а на мос.ру приходит отказ.

Инвалидная коляска? Мы бы очень рады, но у нас старое здание и нет никаких возможностей. Ребенок с инвалидностью? Мы бы очень рады, но у нас нет специалистов. Ребенку положен тьютор? Мы все понимаем, но у нас уже распределен бюджет.

Есть школы, которые знают фишку. Создаешь инвалидный класс, набираешь в него детей, получаешь под это нехило денег, детей всех на надомное обучение, ничего особо не делаешь, бумажки пишешь, денежки текут. 3 года одна школа так получала под Колю и других детей из интерната деньги. Очень удобно — ученик как бы есть и как бы и нет. Коля лежал в интернате в кровати, периодически к его кровати подходила учительница и не вытаскивая его из-под одеяла прямо в спальне на 12 детей что-то ему рассказывала. Таким образом Коля формально закончил 3 класса и перешел в 5. Мог бы перейти, только ни одна школа не взяла его в свой класс.

Дети-инвалиды не должны учиться в школе, лежа в кровати. Не должны учиться дома. Все дети — независимо от цвета кожи, цвета глаз или волос, независимо от того, перемещаются они на своих двоих или с помощью коляски, неважно, общаются они русским языком или мимикой и языком тела, едят на перемене бутерброды или лечебное питание через гастростому — ничто не должно быть поводом разделять детей. Одним позволено ходить в школу, а другие пусть не вылезают всю жизнь из кровати. Ходишь на своих двоих? Мы рады тебе! Не можешь ходить и говорить? Прости, миленький, вот тебе отказ на мос.ру, нет в нашей школе тебе места. Наша школа — для ходячих. Наша школа — для здоровых. Наша школа — для успешных.

Эту дискриминацию нужно остановить как можно скорее. Не только ради больных детей. Но и ради всех детей. Какими дети вырастут в мире, нацеленным на успех, в котором нет места неуспешным? Каждый из нас в любой момент может оказаться на позиции человека, для которого в этом мире нет места.

Если в вашей школе есть 1-2 ребенка с инвалидностью, это не значит, что все в порядке. 1-2 ребенка с инвалидностью должно быть в каждом классе каждый день. Кто-то с аутизмом, кто-то с умственной отсталостью, кто-то в инвалидной коляске, слабослышащие, слабовидящие, кто-то лысый после химии, кто-то на аппарате ИВЛ, кто-то как Коля в коляске, с судорогами и без речи. Больных детей гораздо больше, чем мы можем себе представить, потому что они все сидят-лежат по домам и мы их не видим. Больной ребенок может неожиданно появиться в любой семье.

Пожалуйста, поговорите с вашими детьми-школьниками о том, что все очень разные. У кого-то ноги ходят, у кого-то нет, кто-то может говорить, кто-то нет, кто-то ест и дышит сам, а кто-то через трубку. Но все дети, все люди должны иметь равные права. Все должны иметь возможность жить полноценной жизнью. Никто не должен провести всю жизнь дома в кровати. Все дети могут вместе играть, вместе слушать музыку, вместе обедать, вместе ездить на экскурсию, вместе сидеть на одном уроке, вместе ехать утром в школу, вместе гулять, радоваться солнцу и ветру, вместе прятаться от дождя и вместе мерзнуть на морозе.

Сейчас наше общество устроено так, что дети-инвалиды заперты дома и лишены всех этих возможностей. Чтобы это изменить нужно две вещи:

  1. Изменить отношение. Свое, своих детей, своих друзей, своих знакомых. Надо договориться, что дискриминации быть не должно. Школа должна быть открытой для любого ребенка независимо ни от чего.
  2. Нужны деньги. Купить хорошие инвалидные коляски, в которых больные дети смогут выходить из дома. Оплатить работу юристов, которые заставят школы зачислить детей в класс. Оплатить работу нянь, которые будут сопровождать детей в школе. Купить лечебное питание, которое больные дети будут есть через гастростому в школьной столовой. Купить пандусы, оплатить доставку. И многое другое.

Будет круто, если вы поговорите с вашими детьми про дискриминацию. Как ее распознать и как не допустить. И выберете вместе благотворительный фонд, куда можно перевести деньги, чтобы общими усилиями изменить ситуацию. Есть сайт фонда «Вера» Дети вместо цветов, где можно зарегистрироваться и стать участником этой школьной акции. Можно перевести деньги на счет «Дома с маяком».

Любое участие  — пусть 100 рублей — это уже действие. Так от каждого по капле, глядишь и что-то изменится.
Я в это верю.

С 1 сентября всех, кому повезло иметь возможность учиться!

Источник

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.