Председатель правительства РФ Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, которые определяли бы отечественный «культурный канон» и которые должен прочитать каждый выпускник школы. Эту идею он высказал в своей статье «Россия: национальный вопрос».

Предложение Путина прокомментировала ПРАВМИРу Олеся Александровна Николаева, поэт, эссеист, прозаик, супруга протоиерея Владимира Вигилянского.

Олеся Николаева. Фото Юлии Маковейчук

Олеся Николаева. Фото Юлии Маковейчук

На мой взгляд, это – то, чего ждала наша интеллигенция: возрождение гуманитарного образования на основе русской литературы. Об этом было написано правительству множество обращений и писем — академиками, преподавателями высших учебных заведений, писателями, учителями и просто родителями школьников. Иное дело – как определить этот список? Как это практически осуществить?

Я бы могла сказать, что в эти сто книг обязательно должен войти весь Пушкин вместе со своими дневниками и письмами. Будучи творцом русского литературного языка, он явил нам образ русского мира, который пронизывают лучи Царства Небесного, он сформулировал цель поэзии («цель поэзии не нравоучение, а идеал»), он дал нам образ русского национального характера, он обозначил п у т ь, он со властью художника и мыслителя возгласил, что ни за за что свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории его предков.  И его сочинения, и его образы, и его идеи, и его язык по сей день являются живой водой отечественной мысли и словесности, в них заключены наши национальные начала. Ответы на многие вопросы, которые до сих пор насущны для нашего общества, отечества и просто частного человека, он дал нам впрок. Мы можем обратиться к Пушкину и там найти способ, как развязать мучительно затянутые узлы русской жизни.

В максимально полном объеме должен быть  представлены произведения Достоевского вместе с  дневниками.

Так же, как в музыкальной школе ученикам «ставят голос» или «ставят руку», школьникам надо «поставить мыслительные опоры», заложить основу национальной мысли, национальной идеи. Константин Леонтьев говорил: «Форма — это деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться». Эта внутренняя идея — прочный национальный архетип, который не удалось разрушить даже кровавому антинародному коммунистическому режиму. Именно эти» опоры» и «основы» будут хранить наших детей от пошлой бесформенности и духовной всеядности, они послужат иммунитетом от многих завиральных и пагубных идей, пронизывающих наше общество.

Нечего и говорить, что необходимы также толковые учителя, которые могли бы именно воспитывать и образовывать, то есть питать этим наших детей и формировать в них образ, по которому они созданы . Пушкин и Достоевский — два столпа нашей национальной культуры и отечественной ментальности. Это тот минимум, который российский человек должен знать и усвоить. Потому что именно в их творчестве содержатся наши национальные и культурные начала. Если ребенок проникнется этой системой ценностей, в нем будет заложена очень прочная основа.

Помимо этого, конечно, в школе должна быть представлена вся русская классика — Державин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Гончаров, Лесков, Тургенев, Толстой (без «Воскресенья»), Фет, Чехов и т.д. И, конечно, 20 век – прежде всего — Солженицын и его «Архипелаг ГУЛАГ».

Все это – драгоценное наследие, которое и составляет наше национальное достояние. Лишь тогда человек может адекватно рассуждать и здраво мыслить, когда в него уже заложен такой фундамент. Он уже будет в состоянии мотивировать свои рассуждения, давать оценку тем или иным явлениям, опираясь на культурный слой, имея в запасе множество литературных и идеологических ассоциаций, будет в состоянии отличить правую руку от левой. Это то, что будет формировать личность.

А личность, имеющая идеалы и убеждения, которые она в состоянии защищать и отстивать, личность, у которой есть возможность делать осознанный выбор, куда более свободна, чем невежда, блуждающий в слепоте  своих случайных предпочтений и извне навязанных пристрастий.

Кроме того, я  — за то, чтобы дети писали сочинения, учились формулировать свои мысли, находить для этого нужные слова — пусть это будут даже и какие-то наивные вещи, важно, чтобы это были собственные суждения.  При этом должен быть серьезно повышен статус преподавателя русского языка и литературы.

Государственная культурная стратегия должна исходить именно из этого, но на этом не завершаться. Национальная кульура — это не этнографический заповедник и не гетто для интеллигенции, выглядящей на фоне рыночной номенклатуры весьма маргинально. Она должна пронизывать все общество. Именно в постановке русской традиционной культуры  должны обсуждаться все вопросы нравственной, общественной и государственной жизни.

Читайте также:

Нужен ли нам такой закон «О культуре»?

Олеся Николаева: Почему я против новой реформы школьного образования (ВИДЕО)

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: