Он шел навстречу смерти. Чтобы победить

«И Господь с печалью смотрит на народ, который ликует. И который через несколько дней точно так же, как восклицает: благословен грядый во Имя Господне! – воскликнет: распни, распни Его!» Слово на Вербное воскресенье протоиерея Павла Адельгейма 17 апреля 2011 года.

Сегодня, братие, мы торжественно встречаем, как и 2000 лет назад, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Это был торжественный день. Но в чем был смысл этого входа? Входа торжественного, входа, овеянного славой и криками спасения: «Осанна Сыну Давидову!» А Господь шел навстречу смерти. И вся слава была, как пелены, овивающие мертвое тело. Господь шел навстречу смерти. Но не так, как идет овца, которую закалают на жертвеннике. Он шел навстречу смерти для того, чтобы сразиться со смертью и победить смерть.

И начинается этот путь с Его ужина с Лазарем и всем его семейством в доме Марии. Он садится за стол вместе с Лазарем, которого только что воскресил из мертвых. И вот за общей трапезой сестра Лазаря Мария совершает действия, которые оказываются непонятными никому, и ей самой тоже. Смысл этих действий понятен только Ему одному, Господу Иисусу Христу. Мария поливает ноги Его из сосуда драгоценным миром. И всю горницу наполняет благоухание.

Она обливает ноги Его миром и слезами своими, и отирает своими волосами. Она плачет над Ним. Она не понимает причины слез своих. Она не понимает того, что делает, и вокруг раздаются голоса, и ученик Его говорит: «Для чего эта странная трата драгоценного мира? Оно же стоит дорого, его можно продать, раздать деньги нищим, принести им радость, а оно проливается здесь, без смысла и пользы». И Господь говорит: «Не смущайте ее. Она приготовила Меня к погребению. Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда. Это единственный случай, когда вы можете выразить свою любовь ко Мне и заботу. И везде, во всём мире, когда будет проповедано Евангелие, будет сказано в память о ней и о том, что она сделала».

Она готовит Его к погребению. А ведь Он собирается входить в Иерусалим. И когда Господь выходит из дома после этой трапезы, Он говорит ученикам: «Приведите Мне молодого осленка, который вон там, в селении, впереди вас, привязан вместе с матерью. И когда скажут вам: зачем отвязываете? – скажите: Господь их требует. И тотчас пошлют с вами».

И как это удивительно, что все происходит именно так, как говорит Господь. Откуда Он знал, что хозяева этого осленка спросят учеников: зачем отвязываете? А потом также доброжелательно скажут им: отвязывайте и идите, как сказано вам.

И ученики приводят этого осленка, и Господь садится на него, и постилают одежды перед Ним, и народ восклицает: «Осанна!» – прославляя Его, входящего в Иерусалим. И оказывается, что не только хозяева осленка, но и древние пророки знали, что это случится. И Евангелист приводит этот текст пророка Захарии, который был сказан за 600 лет до события: «Радуйся, дочь Сиона! Веселись! Ибо Царь твой грядет к тебе, сидя на осленке, и слышит восклицание: Осанна в Вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

Эти слова произнес пророк за 600 лет до того, как они были сказаны вслух при входе Господа в Иерусалим. Что же это происходит? И приготовления к погребению, и Господь знает, что скажут хозяева осленка, и древний пророк за 600 лет знает о том, что случится. Вот так постепенно открывается план Божий, план домостроительства нашего спасения. Открывается то, что задумал Бог, чтобы спасти человека и привести в Свое Царство. Господь идет навстречу смерти. Идет для того, чтобы победить смерть, для того, чтобы мы стали соучастниками Его победы, для того, чтобы и мы совоскресли вместе с Ним из мертвых и разделили с Ним Его Царство. И Господь с печалью смотрит на народ, который ликует. И который через несколько дней точно так же, как восклицает: благословен грядый во Имя Господне! – воскликнет: распни, распни Его!

Что же это такое за непостоянство народное, что это за море, волнуемое каждый раз новой погодой, когда поднимаются волны и бьют корабль? И когда ветер с другой стороны натягивает его паруса и ведет его к пристани, – что это за волнение народное, что это за странное переживание человеческих душ?

Оказывается, что люди ищут Бога, ищут и хотят с Ним встречи, но страсти и власти, и золота, и славы, и денег, – все эти страсти, и зависть, и гнев владычествуют над человеческой душой, и Господь говорит о том, что необходимо преодолеть человеку свои страсти, для того, чтобы мир Божий вошел в его душу, для того, чтобы он понял время своего посещения.

Господь пришел спасти нас. Спасти от всех этих страстей, – от гнева, зависти, раздражения, гордости, похоти, тщеславия. Но мы должны вместе с Ним бороться со своими страстями, и тогда благодать Божия воцарится в наших душах. Только тогда, когда мы сами пойдем навстречу Богу, тогда и преобразится наша душа в храм Божий. Господь пришел, чтобы принять за нас смерть и победить для нас смерть. И нас призывает быть Своими воинами и соучастниками Своих скорбей. И когда жены иерусалимские на пути к Голгофе оплакивают Его путь, Он обращает их слезы к ним самим.

– Дочери иерусалимские! Плачьте не обо Мне, а о себе и детях ваших.

Разные беды, разные скорби в течение человеческой истории будут посещать нас всех. Эти скорби и переживания достойны слез. Но эти скорби и переживания должны пробудить в нас и нашу душу, и наши силы, и наши надежды, что мы не останемся одинокими, и что как жены иерусалимские соучаствовали в скорбях Христовых, так и Христос соучаствует в наших скорбях. И когда нам становится страшно перед испытаниями и перед смертью, мы должны вспомнить, что Господь шел на смерть, и мы были соучастниками скорбей Христовых, – так и Господь станет соучастником наших скорбей. Мы не брошены, не оставлены. Христос пребывает с нами. Это величайшая надежда, о которой говорят и древние пророки:

– С нами Бог! Разумейте, народы, и покоряйтесь, ибо с нами Бог! Бог Господь и явися нам, благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна в Вышних!

В этом наша надежда, и с этой надеждой, братие, мы должны войти в страшные дни, дни, трагические для Христа, дни, когда Он понес величайшие скорби ради нас. И в эти дни мы должны быть тоже с Ним, чтобы стать нам соучастниками Его скорбей.

Апостол говорит: я – язвы Господа Иисуса Христа на теле моем ношу.

Вот эти язвы должны пронзить и наши руки и ноги, а главное, пронзить наше сердце. Пронзить и болью сострадания, и болью надежды, надежды, которая никогда не посрамит, надежды, которая ведет нас в жизнь вечную, надежды быть Христовыми, надежды разделить с Ним Вечное Царство и Славу Отца Его. Аминь.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Темы дня
Биолог и палеонтолог Александр Храмов - об обезьянах, “митохондриальной Еве” и всемирном потопе
Мы живем в ситуации тотального бытового неверия — к евангельскому повествованию в неделю о расслабленном

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: