Опыты литургической поэзии

От редакции. Стихотворная проповедь (мемра) возникла и развивалась в рамках сирийского богослужения. Изучая сирийские тексты, отец Леонид Грилихес проанализировал структуру и поэтику мемр, а также их ритмические характеристики. Результаты своего исследования он обобщил, составляя стихотворные проповеди на русском языке.

Слово на Благовещение, когда оно пришлось
на неделю Крестопоклонную

Мы сегодня празднуем одновременно два праздника: Благовещение и Поклонение Кресту. Одновременно поклоняемся и Божьей Матери, и Кресту Господню. Молитвенно склоняемся перед тайной Божественного воплощения и прославляем крестную смерть Спасителя. Перед нами и вход, и исход, зачатье и смерть. Зрим начало и конец. Слышим: се спасения нашего главизна; и последний вздох Господа: се совершилось.

Господь входит в мир

И исходит из мира.

Господь вселяется в утробу Девы,

Господь нисходит в утробу ада.

Девичьей утробой приходит в мир,

Но не останавливается и Древом нисходит в утробу ада.

Радуйся! — возвещается миру.

Радуйтесь! — слышат обитатели преисподней.

Радуйся, Благодатная, — восклицает Архангел.

Уа, уа, — кричит обезумевшая толпа, — если Ты Сын Божий, сойди со Креста.

О, неизреченное смирение Божьей Матери!

О, неизреченное смирение Божьего Сына!

Как будет Мне сие, — недоумевает Та, — ведь Я мужа не знаю.

Господь пришел к Своему народу, но народ не узнал своего Жениха, — недоумеваем и мы.

Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему.

Отче, прости им: не ведают, что творят.

Склоняется Божья Матерь, и восходит Солнце Правды.

Преклонился Сын Божий, и померкло солнце от часа шестого до часа девятого.

Страшно узреть явление Архангела.

Страшно видеть, как Владыка ангелов является на Кресте.

В шестой месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в город Назарет.

Вместе с ангелами прославим Того, Кто из Назарета пришел на Голгофу.

Под Голгофой посреди двух Марий стоит Дева Мария.

На Голгофе посреди двух разбойников повесили на кресте Неповинного.

Ныне сохранившая девство по Рождестве

Стоит и видит, как разрывают одежды Ее Сына.

Ныне разделившая Свою радость с Елисаветою

Стоит и видит, как разыгрывают нешвенный хитон.

Та, Что при колодце слышала: Радуйся,

Ныне, ужасаясь, слышит: жажду.

Та, Что восприняла во чреве от Духа,

Ныне, ужасаясь, видит, как плод Ее чрева испускает дух.

Та, на Которой почил Святой Дух

И сила Вышнего осенила Которую,

Слышит: Или, Или, лама савахфани,

Что значит: Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня?

Та, Которая отвечала: да будет Мне по слову Твоему,

Стоит рядом с Тем, Кто молился: да будет воля Твоя.

Та, Которой возвещается: Господь с Тобою,

Ныне стоит со Своим Господом.

Аминь.

На кресте

Они вознесли Меня над землей,

И Я не противился им, чтобы сойти в утробу ада.

Они пригвоздили Меня ко кресту,

И Я не противился им, чтобы сковать начальника
преисподней.

Они разорвали Мои одежды,

И Я не противился им, чтобы разорвать путы смерти.

Они бросили жребий о Моем хитоне,

И выпал жребий для ада — смерть.

Были смешаны уксус и желчь и поднесены к Моим устам,

И Я стал как уксус и желчь при устах смерти.

Я отвратил лицо Свое и не желал пить.

Рычит как лев и ищет поглотить Меня смерть, но горек для нее Источник жизни.

Они вложили Мне в ребра жало копья,

И Я извлек жало смерти.

Истекла кровь и вода из Моей плоти,

И истекшее из Умершего стало жизнью для смертных.

Ликует ад, слыша: Боже, почему Ты оставил Меня?

Но оставит свое ликование, когда будет взывать: Сыне Божий, оставь нас.

Ликует ад, слыша: се совершилось.

И не разумеет, что завершается его ликование.

Торжествует победу преисподняя, видя, как Господь
испускает дух,

И не видит, что духом уст Своих Он поднимет пленников преисподней.

Вспомни, ад, как твои чада заглядывали Мне в лицо.

Что же ныне ты не смотришь на Меня?

Вспомни, ад, как они качали своими головами.

Что же ныне, содрогаясь, ты отворачиваешься от Меня?

Твои чада кричали Мне: спаси Себя Сам.

И вот пришла Жизнь, и нет тебе, ад, спасения.

Твои чада кричали Мне: сойди со креста.

А ныне Я кричу твоим чадам: исходите из ада.

Они говорили: по закону нашему Он должен умереть.

И Я умер и исполнил Закон и Пророков.

Они говорили: проклят всяк, висящий на древе,

И Я умер и древом отвел проклятье.

Они говорили: лучше одному человеку умереть за народ.

И Я умер и принес спасение всем народам.

Слава Тебе, Господи, сокрушившему смерть!

В начале

*****1

В начале книги “В начале”

положил тайнозритель: “В начале …”,

положив тем начало слову

о том, что было в начале.

В начале же было Слово,

и Слово было у Бога,

И — как возгласил тайнозритель —

Слово и было Бог.

Оно было в начале у Бога,

Сотворившего небо и землю

в начале — как начал первый.

и ему отвечает второй:

чрез Него все начало быть,

и ничто не начало быть

без Него, что начало быть.

*****2

Скажи нам, сын Амрамов, — как во тьме ты узрел бездну вод?

Скажи нам, сын Зеведеев, — как в божественном мраке ты узрел Непостижимую Бездну?

Поведай нам, кротчайший среди живущих на земле3, — как смог ты взором своим окинуть безвидную землю?

Поведай нам, любимейший среди учеников, — как зришь ты

Безвидного Бога в Том, Кто воспринял наш образ и ходил по земле?

Ответь нам, человек неречистый, — как можно разглядеть пустое?

Ответь нам, сын грома, — как можно увидеть
Всенаполняющего?

Ответь, сказавший: Не бей брата своего.

Ответь, слышавший: Возлюби врага своего.

Ответь, сказавший: Кто я?4

Ответь, слышавший: Я свет миру5.

Ответь, кому сказано: Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить6.

Ответь, который слышал: Дух Отца вашего будет говорить
в вас7.

*****

Не иначе, как Духом Божиим, Который витал над водами.

Не иначе, как Духом, о Котором засвидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя.

Не иначе, как светом, который является словом: Да будет!

Не иначе, как Словом, Которое является светом,
просвещающим всякого человека, грядущего в мир.

Не иначе, как собеседуя с Богом живым.

Не иначе, как научившись от Того, в Ком была жизнь.

И жизнь есть свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

*****

И увидел Бог свет, что он хорош, — возглашает первый.

Был свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир, — засвидетельствовал второй.

И разделил Бог между светом и между тьмою, — возглашает первый.

К своим пришел, но свои не приняли его, —
засвидетельствовал второй.

И назвал свет днем, а тьму назвал ночью;

тем же, кто принял Его, дал власть именоваться
чадами Божиими.

И был вечер, и было утро — день один.

Были от плоти и крови, но родились от Бога через
Единородного.

*****

Ибо Закон дан через Моисея;

Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.

Как засвидетельствовал о сем и написал сие Иоанн,

И знаем, что истинно есть свидетельство его.

Слово на неделю жен мироносиц

Ныне прославим, братья, Марию Магдалину, и Иоанну, и Марию, мать Иакова, и других с ними, которые,
следуя за Господом из Галилеи, дошли до гроба и первые узнали о радости Воскресения.

Прославим сострадание тех, кто хранил молчание, когда со всех сторон доносилось: “Уа, Уа!”, “Спаси Себя Сам” и “Сойди со креста”.

Прославим благочестие тех, кто оставался в покое по заповеди о субботе, пока иудеи мчались в преторий к Пилату.

Прославим мужество тех, кто, собрав уготованные ароматы, перешагнул через порог дома, в то время как ученики, плотно затворив двери, опасаются покинуть укромные пределы.

Прославим решительность тех, кто в первый же день по
субботе, лишь только поднялось солнце, устремляется к пещере на запад от города — туда, где закатилось Солнце.

Прославим проницательность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только светало, устремляется к Тому, Кто в первый день повелел “Да будет свет!”, а ныне лежит безгласен.

Прославим неутомимость тех, кто, покинув бессонное ложе, спешит к ложу, где уснул Пробудивший вифанского друга.

Прославим плач тех, кто идет оплакать Единородного,
Сказавшего: “не плачь!” склонившейся над гробом
единственного сына.

Прославим заботу тех, кто спешит, неся в запечатанных сосудах ароматы, к Тому, Чье имя излиянное миро8 и
лучше, чем самое доброе масло9.

Прославим мудрость тех, кто торопится ко гробу, где лежит Умерший, день смерти Которого лучше, чем день
рожденья10.

Прославим безумие тех, кого не смогло остановить недоумение: кто отвалит нам камень от гроба, в котором безумные строители положили отваленный в сторону камень?

Прославим веру тех, кого не обманула смерть Обманувшего смерть.

Но более прочего прославим, братья, любовь тех, кто пришел за Ним из Галилеи.

Тех, чья любовь сильна как смерть11,

Тех, для кого не любить — пребывать во смерти12,

тех, кто любовью побеждает страх13,

Тех, кто возлюбив Родившего, возлюбил и Рожденного от Него14,

А возлюбив Рожденного, не оставил и Умершего,

Ведь только любовь никогда не отпадет15.

От любви разгорелась их вера.

От любви они стали безумными.

Любовью они обрели премудрость.

Любовью пришла к ним заботливость.

любовью рожден их плач.

От любви их неутомимость.

От любви их проницательность.

От любви их решительность.

Любовь облачила их в мужество.

Любовь корень их благочестия.

Любовь научила их состраданию.

Где тот, кому Ты открыл глаза,
почему он не пришел закрыть Твоих глаз?

Где тот, кого Ты очистил от ран проказы,
почему он не пришел помазать Твое израненное тело?

Где тот, кого Ты поднял из гроба,
почему он не пришел положить Тебя во гроб?

Где тот, кому Ты вернул дар речи,
почему он не принес Тебе надгробное рыдание?

Где те, кто приходили к Тебе за исцелением?

Где те, кто приходили к Тебе за очищением?

Где те, кто приходили к Тебе за утешением?

Где те, кто приходили к Тебе за наставлением?

Где сильные?

Где храбрые?

Где мужественные?

Где премудрые?

Где проницательные?

Где благочестивые?

Где те, кто уверяли Тебя в своей верности?

Лишь те, кто на хрупких руках принесли к Нему смирну и алой своей любви, с ароматами подходят ко гробу.

Лишь тем, кто любовью победили страх смерти, первым
возвещается о победе над смертью.

Лишь те, кого любовь вела из Галилеи и за живым, и за мертвым, первые слышат: “Что ищите Живого
с мертвыми”.

Лишь те, кто любовью последовали за Ним и, оставив все,
не имели здесь постоянного града16, первые слышат:
“Его нет здесь”.

Лишь тем, кто любовью воскресли для жизни, дано услышать: “Он воскрес! Вспомните, как Он говорил вам об этом еще в Галилее”.

1Первая часть строится на первых строках двух библейских книг, начинающихся со слова в начале (Быт 1:1 и Ин 1:1–3). В пяти первых строках мемры пять раз повторяется выражение в начале в значении: 1) в начале книги 2) “в-начале” — это название первой книги (в сирийской традиции книга Бытия называется по первому слову Бришит, то есть в начале), 3) “в начале…” — первое слово Быт, 4) в значении: в начале мироздания, 5) первое слово Ин. Такое употребление характерно для жанра мемры, автор которого не стесняется многократным употреблением одного слова с целью исчерпать все его возможные смыслы.

2Вторая часть содержит аллюзию на слова земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною (Быт 1:2). Творится мир, который в Библейском повествовании предстает в первую очередь как мир видимый. Это постоянно подчеркивается в Шестодневе словами и увидел Бог. Но начало творения не проницаемо для зрения. В Быт 1:2 пророк (по-еврейски нави, но также роэ и хозэ, что значит ‘видящий, зрячий’ — в мемре употребляется слово тайнозритель) указывает три причины этой непроницаемости: безвидность — то есть отсутствие какой-либо формы или очертания, пустота и тьма.

3Чис 12:3.

4Исх 3:11.

5Ин 8:12.

6Исх 4:12.

7Мф 10:20.

8Песн 1:2.

9Еккл 7:1.

10Еккл 7:1.

11Песн 8:6.

121 Ин 3:14.

131 Ин 4:18.

141 Ин 5:1.

151 Кор 13:8.

16Евр 13:14.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.