Очень хорошая статья Анны Гальпериной «Община и/или Личность», в которой видна боль автора от бессмысленного повторения на страницах православного интернета аксиомы, непререкаемой истины «нам нужна община». Но является ли неприкосновенным и бесспорным тезис о необходимости общины. Зачем община? Кто такие прихожане?

Вот главный вопрос, ведь в Церковь приходят ко Христу и для этого не особо важны другие люди. А для социальных дел я могу найти людей из тех же прихожан (пусть часть) или вообще людей нецерковных, но жертвующих временем и средствами для помощи другим.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Так зачем необходима община в нашем урбанизированном обществе? Наметить ответ или хотя бы поставить вопрос возможно, если попытаться осмыслить, кто такие прихожане и куда они приходят, а главное зачем, в чём их отличие от захожан. Прихожане на то и прихожане, следуя этимологии слова, чтобы приходить, и ясно куда — в храм, церковь.
Зачем? Чтобы даже не просто принять Тело и Кровь Христовы, а через это причащение измениться самому, стать причастным ко Христу.

А тогда кто такие захожане? Обычно так называют тех, кто лишь изредка заходит в храм, ставит свечку, подаёт записку, может совсем уж изредка причащается или совсем не причащается, бывает на Пасхальном и Рождественском богослужении, да и на Крещение водички святой надо набрать. Прихожане, захожане в чём же разница? Можно указать и на другие отличия, но это лишь количественные отличия. А качественно в чём разница?

Пусть захожанин и не причащается, но он может знать, что надо причащаться, да вот не сложилось у него, нет времени, желания и т.п. Всё это отговорки думает прихожанин, если ты идёшь ко Христу, если ты Его жаждешь, ты находишь время и приходишь в храм и причащаешься, ты — прихожанин.

Странно звучащее словосочетание: «Я сегодня причастился», так часто можно услышать от прихожанина, приступающего к Таинству раз в месяц или более часто. Но где в этих словах явление общины? А наши захожане каждую неделю, а то и более часто, приезжают в монастырь набрать чистой воды из скважины, и слышны слова, рядом проходящих людей: «Я сегодня набрал воды на целую неделю».

Так в чём отличие прихожан от захожан? В более трепетном отношении к Таинству, в личной подготовке для неосужденного принятия Святых Таин? Но вот тот же захожанин, который постоянно набирал воду из скважины, решился на исповедь и причастился. И стал приходить захожанин в храм каждый воскресный день, да и воды надо набрать из скважины для семьи и раз в месяц (может и чаще) исповедоваться и причаститься. И вот теперь он кто? Он уже не захожанин, он — прихожанин. И при-хо-дит в монастырь, набирая из скважины воду для тела раз в неделю, и за-хо-дит в храм, причащаясь для души раз в месяц…

Анна спрашивает, практически не надеясь получить ответа: «А верующий может стать христианином только в общине. Однако не очень понятно, как просто сборище людей может стать общиной?» Иначе говоря, как может стать общиной верные, приходящие в храм?

Но священнослужители в алтаре, определённые для служения в одном храме по распоряжению архиерея, совершенно разные люди и порой не испытывающих симпатий друг к другу, как им являть жертвенную любовь к ближнему в сане и без сана? Как им стать общиной? Тем, которые причащаются каждый раз, совершая Литургию? Ведь зачем братья-сослужители, зачем христиане в храме, есть они или нет, совершаю Литургию и причащаюсь…

Но вот удалось побывать на Дальнем Востоке, на Камчатке, в Пенжинском районе, в Аянке… Простенькая деревянная часовня, школьная парта вместо престола, на нём антиминс с евхаристической Чашей и дискосом. Литургия…

Рядом со священником несколько человек, русские, эвены, коряки (которые в обыденной жизни мало общаются) в руках у них богослужебный сборник с чинопоследованием Литургии. «Благословенно Царство…», в ответ немелодичное, но твёрдое — «Аминь!»; «Миром Господу помолимся» — «Господи помилуй!»… «Херувимскую» более читали нараспев чем пели, а потом вслух «тайные» молитвы священника… «Отче наш…» вместе пропели…, возглас: «Яко твое есть Царство…» и в ответ: «Аминь!», — Вонмем! Святая Святым! И вот Тело Христово, неизреченное единство душ и телес во Христе!

Литургия в здании школы. Село Аянка Камчатского края, фото иерея Алекксандра Галанина

Литургия в здании школы. Село Аянка Камчатского края, фото иерея Алекксандра Галанина

Община созидается Духом Святым, Который сплавляет совершенно разных людей, входящих во вневременнОе пространство Литургии… и вот Христос, а мы Тело Христово… Мы все Царственное Священство, народ Божий…
Вместе сослужили, именно, что важно отметить и подчеркнуть — вместе сослужили, без всякого хора и особых приготовлений. И тогда уже явлена община, а не «сборище людей», Тело Христово; созидаемое Духом Святым и единым, мощным молитвенным устремлением, пусть даже не всегда всё понимающих, но жаждущих спасения во Христе, верных.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.