«В 2002 году, когда День принятия Декларации о государственном суверенитете России переименовывали в День России, президентом было произнесено: “С этого документа начался отсчет нашей новой истории, истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона, а его главный смысл – успех, достаток и благополучие граждан”. Мне кажется, сегодня декларируемый смысл праздника далек от реальной жизни». Социолог, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Елена Омельченко рассказала «Правмиру», почему День России не станет аналогом Дня независимости в Америке.

«Декларируемый смысл праздника далек от реальной жизни»

— Прошлогодний опрос «Левада-центра» показал, что 51% россиян не знают, что это за праздник, либо неправильно его называют. О чем это говорит?

Елена Омельченко

— Так или иначе в сознании россиян этот день связан с 1990-ми, с провозглашением независимости России. Я помню, даже тогда, в самом начале, возникали вопросы: независимости от кого? от чего? Москва, Россия представляла собой не просто центр, но ключевое административно-политическое ядро Советского Союза. В этом смысле суверенность других бывших советских республик выглядела естественно. Потом, когда эти государства сформировались, стало необходимо каким-то образом обозначить ситуацию с Российской Федерацией. Мне кажется, вышло неудачно. Я не политик, не политолог, я говорю с той точки зрения, как на это реагируют люди. Кроме того, провозглашение этого дня связано с Ельциным, что тоже оставляет след, потому что, на мой взгляд, большинство было разочаровано и огорчено распадом Советского Союза.

— По тем же опросам, 55% россиян считают этот праздник еще одним выходным. Для нас как для нации, как для народа это плохо? Почему?

— А мне кажется, это прекрасно. День России, как правило, сопряжен с формальными гуляниями и праздниками, организованными сверху. Люди подустали от всей этой формализованности с уклоном в патриотизм, демонстраций единства в то время, когда существует море проблем, например, задержание журналиста Ивана Голунова. В 2002 году — я специально перечитала — когда День принятия Декларации о государственном суверенитете России переименовывали в День России, президентом было произнесено: «С этого документа начался отсчет нашей новой истории, истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона, а его главный смысл — успех, достаток и благополучие граждан».

Мне кажется, сегодня декларируемый смысл праздника настолько далек от реальной жизни, поэтому почему бы не поехать пожарить шашлыки на дачу, не повозиться в земле и просто не отдохнуть от проблем.

Почему нельзя, если мы едем на природу с семьей, День России — это не твоя семья? Просто, без этой показной демонстрации единства.

— Можно ли сравнить День России с Днем независимости в Америке? Кажется, что у них это настоящий, объединяющий праздник.

— Тут, конечно, дело в истории возникновения. Одно дело День независимости в Америке, когда совпадают и смысл, и название. Кроме того, такой объединяющий праздник нельзя придумать. Первое мая — прекрасный день. В каком-то смысле 9 мая, хотя он уже тоже становится формализованным, но он разделяется, переживается. Другие праздники под вопросом: День Конституции, День народного единства.

Но, с другой стороны, новая история России должна быть сопряжена с новыми знаками, символами, традициями. По всей видимости — я так это чувствую — существует очень большой смысловой разрыв между политической властью и большинством населения. Люди оказываются отчужденными, отстраненными от формальных названий. А что значит отчужденными? Они не принимают участие в принятии решений, никто их не спрашивает, а если они пытаются выразить свое мнение, его встречают не очень дружелюбно. Произносятся декларативные вещи, но они не воспринимаются. В результате формируются свои смыслы, особенно в молодежной среде.

Фото: unsplash

«Новое поколение более толерантное, более готовое к разнообразию»

— Среди респондентов доля молодежи, которая не знает о том, что это за праздник, выше, чем в целом по стране. С чем это связано?

— Вопрос о распаде СССР слишком далеко от них, может быть, многие мало информированы и не понимают, что произошло, насколько это было болезненно. А формального объяснения — день России, день провозглашения независимости России — мне кажется, недостаточно. Формализованные праздники, не только этот, а День Конституции, например, они же должны наполняться повседневным разделяемым смыслом для молодежи. А сейчас этот смысл не очевиден. Я не знаю, как вы, я сама его не понимаю. Я могу сказать какие-то формальные слова, но я не могу понять сути: что это за веха в развитии новейшей истории. Получился такой праздник с пустым содержанием, это чувствуется и закрепляется, и передается будущим поколениям. Насколько я помню, и в те годы проводились опросы, и они показывали, что с самого начала праздник не очень прочитывали, и особенно молодежь.

— Как социолог дайте оценку, как сейчас обстоит дело с патриотизмом среди молодежи. Модно ли любить страну?

— Вот видите, у вас своя интерпретация. Вы понимаете под патриотизмом любовь к стране. Но на самом деле существуют разные интерпретации, в частности официальная, политическая. Патриотизм — это не только любовь, готовность защищать, бороться, отстаивать, в том числе и с оружием, если будет необходимо. Такое тоже звучит. Если говорить об официальном патриотизме, идет милитаризация сверху: юнармия, парады, где наряжаются в милитаристскую форму, это достаточно агрессивный знак, знак готовности бороться с врагами. И эта идея врагов мне не близка, и молодежи она тоже не близка.

Любовь к родине может проявляться в заботе о своем районе и готовности участвовать в гражданских низовых инициативах, а не организованных сверху. Может проявляться и в обиде за страну, в боли за страну, в ощущении несправедливости. Когда молодежь начинает сталкиваться с несправедливостями, с наличием коррупции, любовь становится обращенной к понятным, своим целям: помочь приютам с животными, участвовать в волонтерской деятельности, может быть, в протестных акциях.

Есть патриотизм, навязанный сверху, он не всеми принимается, и есть разнообразные жизненные версии любви к родине, к городу, к району, к семье и своей семейной истории. Это тоже патриотизм.

Фото: unsplash

— Чем в этом смысле молодое поколение отличается от старшего?

— Если речь о бабушках и дедушках, то, конечно, для них как для людей еще советской закалки большое значение имеет долг перед родиной. Для молодежи уже не так очевидно, что они что-то должны государству. Сейчас у молодежи — и я не считаю, что это плохо — индивидуальные жизненные проекты, они думают о развитии своей истории, своей карьеры, они в меньшей степени ориентированы на общественное мнение, на обязанность быть с большинством.

— Вы в Центре делаете прогнозы, как это скажется на ситуации в стране?

— Нормально скажется. Если будет простор для развития личности, то молодежь, умная, профессиональная, образованная, способна сделать будущее России более привлекательным. Мне кажется, самое важное для государства — помочь молодым вписаться в эту систему. Не через подавление, принуждение, продвижение каких-то идей, иногда достаточно агрессивное, в том числе через пропаганду, через идеологию. Новое поколение более толерантное, более готовое к разнообразию. Поэтому индивидуализм в таком смысле — это очень хорошо. Главное, чтобы были реальные возможности для реализации, иначе они все уедут. Мы уже наблюдаем, как растет поток миграции.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: