«Отменят ЕГЭ — вернут экзамены?» Анна Данилова — о бесконечных реформах
Когда ЕГЭ только вводили, большинство думающих преподавателей были против. Мы хорошо знаем, что тест намного более беспощаден, чем экзамен.
Тогда было понятно, что объем подготовки возрастает, она становится более сложной, но не более показательной. Ты можешь не помнить нужной даты (или ошибиться на год), и с какой стороны Гектор подошел к коню, но если ты можешь аргументировать, поспорить, доказать свою позицию, опираясь на факты, понимание процессов, то ты можешь получить отличную оценку. Ты можешь прекрасно говорить на языке, но сделать лишний пробел в ответе, и компьютер засчитает это за ошибку.
ЕГЭ не отменил дорогую подготовку к поступлению. Если раньше за подготовку к экзаменам платили вузовским репетиторам, то сейчас репетиторы, готовящие к ЕГЭ, берут тоже безумные деньги. Например, 10-15 тысяч рублей за полтора часа (2-3 раза в неделю).
Можно долго еще вспоминать скепсис тех лет, который во многом не оправдался.
Нельзя не замечать, что процедура поступления стала намного более простой для абитуриентов из регионов.
Можно выбрать подходящий по баллам вуз и не дрожать за то, успеешь ли принести оригиналы документов.
Знаю старшеклассников, которым именно ЕГЭ помог получить более справедливую оценку в ситуации, когда с учителем конфликт и как сложилось бы на устном «традиционном» экзамене — неясно.
Качество проверки знаний на ЕГЭ — предмет большой дискуссии — несомненно. Одни преподаватели очень довольны тем, как выстроена сегодня подготовка и сдача единого экзамена, другие считают, что ЕГЭ плохо влияет на качество подготовки. Всем очевидно, что последние классы в школе, особенно выпускной, фактически стали годом не учебы, а подготовки (а кто-то скажет «натаскивания») на ЕГЭ.
По своим студентам в МГУ я не замечала и не знала, сдавали ли они ЕГЭ или экзамены. Никакой принципиальной разницы я не увидела, хотя помню, как много мы думали о том, будут ли отличаться студенты, поступившие по ЕГЭ. Нет. Никаких отличий мы не заметили.
И вот тут я не могу не сказать — при всей моей личной нелюбви к ЕГЭ — постойте, так нельзя.
Нельзя каждые несколько лет менять правила поступления и обучения.
Убрали специалитет, вписали всю программу в бакалавриат.
Убрали бакалавриат, делаем обратно специалитет.
Убрали экзамены, ввели ЕГЭ и олимпиады.
Отменили ЕГЭ — вернули обратно экзамены.
Меня пугает гонка по худшему китайскому сценарию с натаскиванием на олимпиады с первого класса и поступлением в сильные школы в пятом классе (мое поступление на филологический факультет МГУ, самое непоступаемое место в наше время, мне кажется, было не таким сложным, каким стал сегодня процесс поступления в селективные школы в пятый класс).
В каком шоке, на каких нервах должны проходить это все старшеклассники и их родители. И без этого каждая волна ЕГЭ — серьезное психологическое испытание для подростков.
Надо перестать одним росчерком пера вводить и отменять что-то, что нам сейчас кажется правильным.
Все приняли новый сценарий, на него перестроились, поняли, как с ним жить. Так и вспоминается Столыпин: «Дайте государству 20 лет покоя, внешнего и внутреннего, и вы не узнаете Россию». Дайте образованию 20 лет покоя…
Можно менять.
Можно сейчас начать разработку какой-то правильной системы выпуска и поступления. Пригласить к этому настоящих экспертов и исследователей. И когда будет понятно, какой сценарий на сегодняшний день самый оптимальный — спокойно, выверенно и правильно подготовиться к переходу на этот новый сценарий через пять лет после того, как в процессе масштабной работы специалистов будет найдена оптимальная форма выпуска и поступления.
Чтобы поменялось все для нынешних шестиклассников, не для тех, кто сегодня в 9-м и 10-м классе.
И потом дать образованию пожить спокойно — ему хватит вызовов и сложностей.
Пробовать, экспериментировать, придумывать, смотреть, как лучше это может работать. С одним ограничением: чтобы это не было ценой психологического здоровья детей.