Как россияне проводят свободное время? Где отпуск длиннее? Можно ли отдохнуть в паломничестве? Эти и другие вопросы, касающиеся отдыха, освещены в материале корреспондентов «Нескучного сада»

afon_

Как россияне проводят свободное время

По данным опроса фонда «Общественное мнение» за 2007/08 год, 28% респондентов в свободное время смотрят ТВ; 14% — читают; 14% — уделяют время семье; 12% — гуляют; 12% — ездят на дачу, в деревню, 11% — отдыхают дома, лежат на диване, спят; 10% — предпочитают отдых на природе, охоту, рыбалку; 9% — проводят время с друзьями и знакомыми; 6% — занимаются домашним хозяйством; 4% — ходят на концерты, в кино, театры и на выставки; 4% — занимаются спортом и предпочитают активный отдых; 4% — вяжут, шьют, вышивают; 3% — ходят в гости или принимают гостей; 3% — посвящают свободное время хобби; 2% — сидят за компьютером; 1% — слушает радио; 1% опрошенных ремонтирует автомобиль; 1% — увлекается разгадыванием кроссвордов и 4% — затруднились ответить.

При этом 63% опрошенных имеют хотя бы два часа свободного времени в день; у 21% — достаточно свободного времени только в выходные. Остальные 16% имеют меньше часа свободного времени в день.

На вопрос «чего больше не хватает — денег или свободного времени?» 50% опрошенных ответили: денег. 11% заявили о катастрофической нехватке времени, 27% — сказали, что не хватает ни времени, ни денег, 10% — хватает всего и 2% ответить затруднились.

Где отпуск длиннее?

Если сравнивать жизнь российского и американского офисных работников, то можно обнаружить интересную закономерность: у трудящихся Северной Америки больше запланированного отдыха и меньше незапланированного. Социальные опросы, проведенные Harvard Business Review, выявили тот факт, что россияне гораздо чаще устраивают себе «перекуры», опаздывают или вообще пропускают работу, зато официального отдыха у нас в стране меньше: отпуска в США несколько длиннее. А в Японии отпуска самые короткие в мире, даже в крупнейших корпорациях они составляют 10-12 дней. В Европе отпуска длиннее, чем в Японии, но короче, чем в России.

Слово «каникулы» пришло в русский язык из латыни. Как сообщает словарь Брокгауза и Ефрона, этим словом римляне обозначали звезду Сириус, появляющуюся на небосклоне в самое жаркое время года. В эти дни римский сенат объявлял отдых по всей империи и не проводил своих заседаний.

С каникулами школьникам и студентам России везет больше, чем их западным коллегам: если в России учащиеся средних школ отдыхают три месяца, а студенты в среднем два, то европейские школьники — всего шесть недель, а студенты и того меньше. Причем в разных областях продолжительность каникул разная. Самые короткие каникулы в Европе — в немецких школах, особенно на севере страны. В некоторых городах они составляют всего три недели.

Английские и американские школьники в целом отдыхают еще меньше, чем европейские: всего месяц. Каникулы начинаются на последней неделе июля и длятся до конца августа. Но при этом закрытые элитные школы (так называемые boarding schools) сами устанавливают время каникул, и, как правило, оно дольше, чем в простых школах. Может показаться, что российские школьники и студенты отдыхают больше, но не все так просто: в англосаксонских и особенно романских странах гораздо больше выходных дней в течение учебного года — это и церковные (Пасха, Троица, День Благодарения, дни некоторых особо почитаемых святых, например святого Патрика в Ирландии), и государственные (например, День Независимости в США), и общеевропейские (День Европейской Конституции) праздники. И хотя во всех европейских странах и в США Церковь отделена от государства, однако некоторые церковные праздники настолько вошли в традицию народа, что продолжают жить и в современном мире.

Подготовил Серафим ОРЕХАНОВ

Можно ли отдохнуть в паломничестве?

Есть мнение, что настоящий православный должен провести отпуск в паломничестве или трудничестве, а все остальное — утеха плоти. Можно ли так отдохнуть? Всем ли это подходит?

Отвечает клирик храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовник воскресной школы священник Григорий КОВАЛЕВ.

— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина «православный туризм». Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм, — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы. Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был — а я десять, ты в трех источниках искупался — а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное «коллекционирование благодати». И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске — и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.

Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.

Трудничество — это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому «благословению», как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все за и против, а потом уже строить планы на отпуск.

Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: