Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем продолжение этого разговора, в ходе которого отец Паисий ответил на вопросы, которые прислали наши читатели.

— Допустимо ли использование монахами современных технологических достижений: мобильных телефонов, интернета и т.д.?

— Зависит от цели, с которой они будут применяться. Ведь одну и ту же вещь можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому прежде чем начать применять какой-то инструмент, средство или предмет, надо взвесить, какой от него будет вред и какая польза.

Вспомним слова Господа: «Дерево познается по плоду»1. Соответственно если в результате использования какой-то вещи человеку причиняется духовный вред, значит и она сама является [для него] вредной и опасной.

— Что главное для монаха?

— Главное – это послушание. Из него рождается смирение, а из смирения – все остальные добродетели.

— Как вести себя человеку в случаях, когда он узнает о тяжком грехе кого-то из начальствующих (монах об игумене, прихожане о священнике, иереи об епископе и т.д.)? Многих это не только огорчает, но и приводит к унынию, осуждению, раздражению…

— Есть только один способ помочь начальствующим. Если у нас действительно есть подлинная христианская любовь – мы должны за них молиться: просить у Бога просветить их и привести к покаянию. В таких ситуациях не поможешь ни осуждением, ни замечаниями, ни разговорами. Лучший способ помочь другому человеку – помолиться за него.

— Сейчас многие переносят свое негативное отношение к отдельным священникам на всю Церковь. Или могут отказаться проявлять уважение к иерею на том основании, что он грешник.

— Целуя руку священнику ты почитаешь не его лично, а его сан. Неправильно насмехаться над ним и относиться к нему с иронией и непочтением.

Вспомним, что сказал Господь о книжниках и фарисеях: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают»2. Так следует поступать и нам: относиться ко всем без исключения священникам уважительно и с почтением (ведь они стоят у Престола и совершают Божественную Литургию) и подражать им в их добрых делах. Если же кто-то из иереев совершит что-нибудь худое, ему в этом не надо ни подражать, ни осуждать его за это. За него следует молиться.

Вообще относиться к грешнику следует с сочувствием, любовью и состраданием. Нельзя превозноситься, глядя на его падение, считая себя лучшим и более добродетельным. Не будем забывать, что если мы и достигли какого-то духовного прогресса, то сделали это не сами по себе, а с Божией помощью.

— Часто приходится бороться с искушением сделать кому-то замечание. Например, во время богослужения: нам может казаться, что кто-то не так крестится, кто-то (как нам кажется) напоказ совершает земные поклоны, кто-то вообще не кланяется…

— Не будем забывать, что мы видим только внешнее поведение человека, а что у него на сердце — знает только Бог.

А делать выводы только лишь по внешнему виду и поведению человека – великая несправедливость.

— Часто в храме можно наблюдать такую картину: люди стоят в очереди, чтобы поклониться какой-то святыне, а очередной человек, который подошел к ней приложиться, начинает творить земные поклоны или долго у нее стоит, задерживая всех остальных…

— Это неправильно. Христианин не может думать только о себе. Любой свой поступок он должен соотносить с интересами своих ближних. Думать в первую очередь о других и в последнюю о себе. В данном случае какая будет польза, если он сделает у иконы десять земных поклонов, при этом вольно или невольно вызывая у ожидающих в очереди раздражение или даже негодование?

Если мы хотим быть христианами, мы должны любить друг друга, прощать друг друга и помогать друг другу.

Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение – значит что-то идет не так. Возьмем ту же ситуацию с человеком, который надолго остался у святыни и тем самым задержал всю очередь. Нам не следует на него раздражаться. Откуда мы знаем, может у него какое-нибудь горе или умер кто-то из его близких? Кто дал нам право осуждать его и отказывать в праве помолиться лишнюю минуту у иконы или мощей?

«В терпении вашем стяжите души ваши»3, — говорит Господь. «Претерпевый до конца, той спасен будет»4.

— Как воспитывать детей?

— В основе любого дела должна лежать любовь. Если ты делаешь детям замечание с любовью – оно принесет им пользу. Если учишь их с раздражением, желая силой подчинить их волю себе – не добьешься ничего. Разговаривать с ребенком, пребывая в состоянии гнева, нельзя.

— Почему люди бывают лицемерными? Не говорят все начистоту, скрывают свои истинные чувства и намерения?

Чтобы человек стал искренним, он должен сначала очиститься. Прямота — это свойство человека, который живет в правде, то есть во Христе.

В молитве Святой Троице сказано: «Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради». Без помощи Божией, вне Божественной благодати, мы не можем жить и действовать по-настоящему правильно. Будем стараться исправляться и просить у Господа исцелить нашу душу и тогда мы еще здесь на земле почувствуем радость Рая.


1 Мф. 12:33.

2 Мф. 23:3.

3 Лк. 21:19.

4 Мф. 10:22.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.