«Православныя веры поборниче,…пастырем
правило и образе верным, покаяния и жизни во
Христе проповедниче, Божественных Таин
благоговейный служителю и дерзновенный
о людех молитвенниче…»
из тропаря св. прав. Иоанну Кронштадтскому
Сороковой день после смерти человека святоотеческая традиция Православной Церкви предписывает чтить особо. В сороковой день по смерти душа новопреставленного поставляется ангелами пред Богом, Который отводит ей место до Страшного Суда и окончательного определения вечной загробной участи. Этот день — одна из 3-х дат в православной традиции, отмеченных для особого поминовения новопреставленного: третий день, девятый день, сороковой день. Две даты — третий день и сороковой день — совпадают с великими событиями земной жизни Иисуса Христа: в третий день по своей телесной смерти Он воскрес, в сороковой день по своём воскресении — вознёсся к Богу. На сороковой день душам умерших определяется место, где они будут ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда, где Бог разделит человечество на тех, кто злым и горделивым образом жизни приговаривал себя к страшной вечной участи, и тех, кто праведностью и чистотой подготовил себя для вечной жизни с любящим Создателем.
«Жизнь всему научит», — говорят люди. И правда, часто окружающая действительность воспроизводит собою извечный сюжет о разделении людей на праведников и грешников, на служителей тленного и на служителей вечного, на тех, кто грабежом и насилием уготовал себе горькую участь при жизни и после смерти, и на тех, кто столкнулся со смертью в то время как обращался в молитвах к всесвятому Господу, обретя в итоге то Царство, к которому лежало его сердце.
7 февраля с.г. исполняется 40 дней со дня кончины новопреставленного протоиерея Иоанна Мухина, настоятеля храма Преображения Господня г. Железнодорожного.
Это печальное событие произошло в нашем городе 30 декабря 2010 года и не оставило равнодушным никого, кто слышал о нем.
«Блажен путь, вонь же идеши днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения» — сколько раз мы слышали эти слова, провожая христианина в путь всея земли. Слова эти наполняются истинным духовным содержанием и глубоко трогают всех, кто молится об усопшем, веруя, что жизнь его на земле была достойна христианского звания. Заупокойные молитвы об отце протоиерее Иоанне особо трогают сердце, ибо жизнь усопшего на земле вся была отдана Богу. Нет необходимости доказывать это людям, знавшим его, как-то соприкасавшимся с ним. Более сорока лет, с тех пор как рукоположил его в священнический сан епископ Филарет (ныне митрополит Минский и Слуцкий), отец Иоанн возносил молитвы от лица верующих пред престолом Божиим.
По рассказу сына отца Иоанна, Федора:
Протоиерей Иоанн родился в1945 году в г. Мариуполе (Жданове). Его отец, Яков Власович Мухин, воевал, попал в бомбежку, за время войны у него было две контузии. Ужас войны подвиг Якова Власовича на то, что он дал обещание Богу, что если вернется с войны живым, найдет свою жену и, если Бог даст ему ребенка, сделает все, чтобы сын был служителем Алтаря Господня. Все так и произошло: Яков Власович вернулся с войны, нашел жену, и у него родился сын.
Итак, 16 октября 1945 года в семье церковного певчего родился сын Иоанн. Поскольку его отец Яков Власович пел вбольшом церковном хоре в г. Мариупо-ле (Жданове), маленький Иоанн тожепостоянно был при храме.
Сам батюшка говорил: «Я на клиросе вырос…». Закончив школу, он поступает в ФЗУ при швейной фабрике им. Дзержинского, обучение оканчивает в 1964 г. с 4-м разрядом по пошиву верхней одежды. Получив профессию, Иоанн поступает в Московскую Духовную Семинарию и затем в Академию, в 1972 г. получает духовную ученую степень кандидата богословия. Женится в 1967 г. и рукопологается в священный диаконский сан епископом Дмитровским Филаретом в Покровском храме при МДА, в том же году в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы рукополагается уже в священники.
Исполняется завет отца, Якова Власовича, и начинается служение молодого священника в не самые простые для Церкви Христовой времена. Это не устрашило его, он избрал этот путь и прошел его очень достойно. Нес пастырское служение в селе Беседы (Моск. обл.), Братовщине (Пушкинский район), Лосино – Петровском Звездном городке. В некоторых храмах иерей Иоанн уже несет служение в качестве настоятеля. Затем переводится в г. Балашиху в с. Никольское-Трубецкое в храм Рождества Пресвятой Богородицы, где служит 28 лет.
В 2005 г. в праздник Пасхи о. Иоанн был награжден высокой церковной наградой – митрой, и назначен настоятелем Храма Преображения Господня в с. Саввино г. Железнодорожного, где и окончился его пастырский путь.
За годы священнического служения протоиерей Иоанн был награжден всеми церковными наградами, последней (2010 г.) стало право служения с открытыми царскими вратами до «Херувимской».
6 сентября 2010 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий награждает батюшку высшей наградой Московской епархии — медалью «За усердное служение» с благодарностью за пастырские труды.
Все шесть лет настоятельского служения в Преображенском храме отец Иоанн провел практически безвыездно. Отлучался, разве что, к своим родным и близким в Сергиев Посад. Всё время отец Иоанн проводил в храме, пекся о его благоустроении, ремонте, украшении, всегда с большим рвением молился о живых и усопших.
Многие часы богослужений в церкви священник проводит на ногах, не имея права сидеть во время священнодействий, после Божественной Литургии каждодневно служится панихида об усопших, бывает водосвятный молебен, затем крещение, отпевание покойников, венчание. После церковной службы священник не отказывает нуждающимся в освящении жилья, причащении Святых Христовых Таин на дому или в больнице, прочих духовных нуждах. Весь этот нелегкий труд священника часто остается «за кадром», вне внимания большинства прихожан, и тем более тех, кто нечасто бывает в Церкви.
Редко кому из духовенства случается избежать, можно сказать, «профессиональной болезни», недугов, связанных с кровеносными сосудами ног. Был болен и отец Иоанн. Из-за незаживающих кровоточащих язв на ногах летом 2010 года он перенес сложную операцию. Однако никакие недуги не могут повлиять на его силу воли и бодрость духа. И до операции, и после нее, прихожане помнят батюшку бодрым и неунывающим. Он никогда не жалуется, у него всегда найдется слово любви, ласки, разумного, духовного рассуждения. За
считанные секунды отец Иоанн перемещался по большому Преображенскому храму от алтаря к алтарю, от службы к службе, от одной требы к другой с кадилом и поминальными записками в руках.
Батюшка Иоанн часто поручал алтарникам чтение проповеднической классики в моменты перед причащением верующих на Литургии и перед чтением кафизм (псалмов) на Всенощном бдении, «Чтобы не были обделены увещательным словом Божиим», — говорил он.
Батюшка мужественно, с пастырским смирением переживал скорби, что приносила ему жизнь.
Детей отцу Иоанну Бог дал шестерых: дочь и пять сыновей. 25 декабря 2004 г. погиб (убит) старший сын Владимир, 1968 г. рождения. А через 5 лет в 2009 г., 20 декабря ушла из жизни жена, матушка Александра. И всего год спустя 30 декабря 2010 г., с отцом Иоанном произошли известные трагические события.
Он имел горячее, истинно верующее сердце. В нем жило святое чувство, святой огонек. Апостол Павел сказал: «Духом пламенейте, Господу служите, в молитве будьте постоянны» (Рим. 12, 11). Отец Иоанн воплотил в своей жизни этот апостольский завет верою и любовью к Богу, любовью к людям.
Апостол, обращаясь к верующим, говорил так: «Поминайте наставников ваших, которые говорили вам Слово Божие и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). По его завету, нам есть чему поучиться у отца Иоанна в его христианской жизни.
Как известно любому христианину, не бывает ничего случайного. Так, третий день по кончине отца Иоанна (1 января н.ст.) совпал с днем памяти мученика Вонифатия, которому Господь дал возможность очистить душу мученической кончиной. Девятый день — с Великим праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Сороковой день (7 февраля н.ст.) — с днем памяти святителя Григория Богослова и свщм. Владимира, митр. Киевского. Будем же и мы поминать отца Иоанна, проповедовавшего своей молитвой, своим прекрасным богослужением, благоговением, глубокой верой и любовью, своим смирением и кротостью. Будем поминать этого наставника нашей христианской жизни и, взирая на его жизнь, подражать его вере!
О. Павел Власович, двоюродный брат отца Иоанна:
Нашлась такая рука, которая поднялась не на отца Иоанна, но на самого Господа! Он пострадал за Божью жертву. Он жизнью своей защищал то, что принадлежало не кому-то, а Богу. Богу было пожертвовано, и отец Иоанн с большой ревностью хотел осуществить задуманное дело — построить храм. Но нашлась злодейская рука, которая нарушила эти планы, не дала осуществить это стремление, это желание. Но Бог поруган не бывает (Гал.6:7), Он найдет и Он воздаст, как Он и сказал: «Мне отмщение и Аз воздам» (Втор.32:35), (Рим.12:19). Господь сам найдет и воздаст. Конечно, нам, земным, хотелось бы по-земному, но Господь осудит по-небесному.
О. Петр, двоюродный брат отца Иоанна:
«Господь избирает в Церковь небесную к Себе сослужителей. Отец Иоанн совершил свой крестный путь достойно. Мы знаем, как он терпел всю свою жизнь все обстоятельства. Как он переживал и молился за свою семью, за своих детей, как он почитал своих родителей — Ксению и Якова Власовича. Мы знаем, как он переживал за своего убиенного сына, и молился за него. Пожар пережил, похоронил матушку. И совершал это с великим терпением и внутренним христианским переживанием, при этом никогда не унывал. Мы веруем, что душа человека обретает всю полноту бытия в загробном мире. Он видит и нас, он видит и загробный мир и мытарства и то, что открывает ему жизнь вечная. Вместе с тем нам прежде всего пришло переживание того, что теперь в нашем роду есть предстатель и молитвенник.
Так вот, отец Иоанн жив, мы веруем, что он жив. Ведь смерть — это только дверь, в которую человек входит, и это есть вхождение в жизнь вечную. И мы веруем, что он упокоится в обителях небесных. Ведь там созидания гораздо больше, чем здесь. Ведь это по-человечески мы говорим: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…», а там того плача, того рыдания нет, потому что на земле мы только учимся жить. Так вот, мы все веруем, что у нас есть предстатель, молитвенник. Мы за него будем молиться, а он за нас — там, и он нас не оставил, и не оставит, и будет призывать к служению Церкви.
Как же любовно, с какой глубокой верой молился батюшка об усопших! И может быть, одной из любимых его молитв была молитва:
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
Вечная память доброму Пастырю!
Убийства и нападения на священников в России в 1990-2010 гг. Справка