ПАСЕ приняла резолюцию по защите религиозных прав человека и религиозных общин от насилия
25 апреля. ПРАВМИР. Парламентская ассамблея Совета Европы на весенней сессии приняла резолюцию «Соблюдение прав человека в связи с религиозными и иными убеждениями и защита религиозных общин от насилия», сообщает сайт Русской Церкви в Страсбурге.
Парламентская Ассамблея выражает беспокойство растущим числом насильственных действий против религиозных общин и индивидов по всему миру на основе их убеждений.
Ассамблея отмечает, что речь идет не только о физическом, но также и психологическом насилии против личностей по причине их религиозной принадлежности или убеждений. Депутаты осуждают «любые примеры создания негативных стереотипов о религии так же, как и защиту религиозной ненависти, которая подстрекает к дискриминации, враждебности или насилию».
В резолюции заявляется: «Ассамблея призывает страны-члены Совета Европы принимать во внимание ситуацию с религиозными общинами в их двустороннем политическом диалоге с соответствующими странами, особенно со странами, в которых действуют законы о богохульстве».
В документе обращается внимание на ситуацию с защитой религиозной свободы в Европе: «В то время, как общепринято считать, что религиозные общины лучше защищены в Европе, чем в Африке, Азии и на Ближнем Востоке, все еще есть проблемы в странах-членах Совета Европы».
В резолюции присутствуют призывы: «предоставить достойное место религиозным убеждениям в публичной сфере, гарантируя свободу мысли в рамках систем здравоохранения, образования и государственной службы, при этом обеспечив, чтобы права других были соблюдены без дискриминации и чтобы их доступ к законным услугам был гарантирован».
Страны Совета Европы призываются: «обеспечить право на декларированное возражение совести в отношении морально чувствительных вопросов, таких как военная служба или службы, касающиеся здравоохранения и образования, в одном ряду с различными рекомендациями, уже принятыми Ассамблеей».
В резолюции делается утверждение о том, что европейские страны, «гарантируя фундаментальное право детям на образование в объективной, критической и плюралистической манере, призываются уважать право родителей обеспечить образование и обучение в соответствии с их собственными религиозными и философскими убеждениями».
Депутаты призывают страны Совета Европы изменить национальное законодательство, если оно противоречит свободе ассоциаций для групп (включая церкви), самоопределяемых на основе религии и убеждений».
В заключении Ассамблея «призывает государства-члены, в которых реституция церковной собственности не была еще завершена, ускорить этот процесс и закончить его в ближайшем будущем. Процесс не должен подвергаться негативному влиянию какой-либо политической идеологии или правительства».
Комментируя принятую резолюцию, представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) заметил: «В принятом документе есть немало выражений и мест достойных критики. Однако надо понимать, что данный документ стал продуктом компромиссов между различными политическими силами. Например, в начальной версии название резолюции должно было звучать — «Насилие против религиозных общин», но левые и ультра-либеральные депутаты предложили поменять название, удалив из него полностью данную тему. В результате появилось такое громоздкое и очень общее название, хотя проблематика насилия против религиозных общин осталась.
К сожалению, все формулировки, направленные на защиту прав верующих в области публичного выражения их веры и убеждений на общественно значимые вопросы были размыты и ослаблены некоторыми поправками. Так, говоря о необходимости защиты религиозной свободы, была сделана оговорка, что она должна осуществляться в согласии с прецедентным правом Европейского суда по правам человека. Однако таких обязательств ни одна страна, входящая в Совет Европы, никогда не давала. Кроме того, противоречивость решений Страсбургского суда по религиозным вопросам всем хорошо известна.
Возникает вопрос, как такая практика может быть критерием регулирования религиозной свободы на национальном уровне? Также ультра-либеральные депутаты почему-то посчитали, что только государство может гарантировать детям образование в «объективной, критической и плюралистической манере», противопоставив образовательную политику государства воле религиозных родителей. На мой взгляд, это ставит под сомнение приоритет прав родителей в отношении детей перед государственным бюрократическим аппаратом. В резолюции можно найти и другие пункты для критики».