Пасха – глас трубы о любви

Пасха – глас трубы о любви

Сергей Есенин писал о себе: «Я – дудка Божия» О преподобном Серафиме Саровском можно сказать, что он – Труба архангельская. Через поэта в мир входит гармония. Через святого – глас Божий. И этот глас был:

– Радость, моя!

Это слова самого Господа, излетевшие от уст «убогого Серафима». Этими словами Небесный Отец приветствует каждого человека. Но сам человек, как всегда, имеет иное мнение.

«Калу смесихся», «окаляхся», « яко свинья…» «дерзнувший», «раб неключимый», «Яко вран на нырище и яко птица особящася на зде», «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй».

Предположим, это правда. Тогда зачем Богу такой человек в Царстве Небесном. Мало того, что «раб неключимый», да еще и плакса. Предположим, это неправда, тогда зачем этот фарс?

Нередко на исповеди можно услышать от опытной прихожанки:

– Грешна во всем.

– Убивала?

– Нет.

– Гуляла?

– Нет.

-Что значит «виновата во всем»? Это значит только усвоение «хорошего тона» в лубочном православии.

Покаяние – незаменимая часть духовного роста. Но зацикленность на болезни – тоже болезнь. Более того – это навязывание Богу своей точки зрения. Ведь Бог тоже имеет право на Свое мнение о человеке. Но Его мнение в наших молитвах и духовной культуре учитывается редко. Наверное, потому что не интересно. Поищем его.

Вот, например, о Богородице свидетельствуют ангелы: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»

Господь в Евангелии называет Своих учеников уже не рабами, а друзьями:

– Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам…. но Я назвал вас друзьями.

Христос сказал это далеко не идеальным на тот момент людям. Он знал, что один из них предаст, другой – отречется, а остальные бросят Его в трудную минуту и разбегутся. Нет сомнения, что точно так же Отец Небесный относится и к нам. Мы для Него и драхма, и овны, и дети и друзья – все те, кто имеет ценность превыше любой ценности мира. Мы – самое дорогое, что есть в этом мире.

В мире есть также те, кого Христос называет волками, гробами покрашенными и козлищами.

Разница только в том, где душа и сердце человека. Как на Голгофе. Два одинаковых разбойника. Один душой устремился к Богу и был принят в объятия. Другой исполнился ненависти. Так и в миру. Дети и друзья – те, кто любит Его. Те, кто, даже находясь в узах греха, все-таки лучшую часть сердца, самую глубинную часть души сберег для Бога.

Еще одна Труба Божия – Иоанн Златоуст. Его шедевр – Огласительное Слово на Пасху. Уникальность этого Слова в том, что в нем почти нет самого Иоанна. Он выдавил самого себя из него и все пространство речи отдал Богу. Он не учит Бога тому, кто есть человек и что Богу надо делать: Судить, казнить грешного человека или простить из-под нахмуренных бровей.

Что мы узнаем о себе из этого Манифеста любви Бога к человеку?

В нем Господь разбирает степени отношения человека к Богу. Эти степени выбирает не сам Творец, а мы сами. Например, хочу быть рабом. Это значит, что служу Богу из страха. Любовь от Него прячу или оставляю себе про запас. Не открываюсь Ему вполне и что-то темню. Ладно. Бог не гордый, и такой Ему по нраву:

Кто раб благоразумный, — тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий.

Далее о тех, кто как услышал Бога и сразу откликнулся:

Кто пришёл после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует.

Менее прилежному человеку иная награда:

– Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.

Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.

Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.

Мы видим степени благодарности Бога по нисходящей:

– Празднующая благодарность – пусть не беспокоится – не сомневается – не страшится.

Вдумаемся в эти слова полные терпения любящей Личности.

Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит.

Остановимся на секунду и прочтем еще раз:

– И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и предложение хвалит.

Если наше сердце не дрогнуло при словах благодарности Господа, собирающего капли нашей любви из пыли. Сколько любовной нежности, смирения и радости Господа в этих затерянных жемчужинах нашей любви к Богу.

Как хорошо, что Христос не такой православный как мы!

Однажды в 80-х годах мы с товарищем пошли на пасхальную службу. И он там впервые услышал эти пламенные слова. А он был в разводе, а со второй женой жил гражданским браком. Он услышал и принял эти слова близко к сердцу. Слезы показались в его глазах, и он устремился к священнику на исповедь. Священник отказал Ему в том, что предлагал Господь в пасхальной безусловной трапезе.

В те же года мы с супругой поехали на Пасху в Ярославскую область, под Борисоглебск. Уже не помню названия этого села: то ли Жемчужниково, толи Серебрянниково. Там священник попросту не допустил нас к причастию, без объявления причин. Зато долго выговаривал Евангелие на французском, английском, немецком, латинском, греческом и иудейском языках. И это в глухой ярославской деревне.

Эти происшествия говорят об узурпации нами милости Божией, присвоении себе Его наследства, а также о том, что мы не поняли сути отношений Бога и человека:

Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите.

 Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержници и ленивии, день почтите.

 Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.

Воздержанные и ленивые – день почтите.

Постившиеся и не постившиеся – веселитеся днесь

Никто не рыдает убожества.

Господь прямо запрещает марать Свой чин и облик в сравнениях со свиньей. Мы можем ругать свои поступки, но не можем глумиться делом рук Господа – нашим естеством и теми дарами, которое вложены в нас. Нельзя глумиться над ядром личности, которая пусть и в пыльном стекле, но отражает образ Бога. Богу не угодно, чтобы мы были непохожими на Него. Мы призваны быть такими, как Он: умными, добрыми и светлыми. Мы должны осознанно стремиться к этому идеалу. Валяясь в грязи, этому не научишься.

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Проблема в том, что мы сами не хотим таких прав от Бога, за которыми следует ответственность. Нам проще заплатить Богу «налог» и уйти в себя, прикинувшись юродивым, с которого нет спроса.

Хотим мы того или не хотим, но Адам похитил мощнейший дар – познания добра и зла. А также всеял в нашу природу отчетливое чувство первенства в тварном мире. Это не замажешь зеленкой, не прижжешь квасцами. Бог принял решение не тянуть человека назад, а, наоборот, помочь ему взлететь вперед.

Когда человечество было в младенчестве, то Господь разговаривал с ним на простом языке: курились горы, ходил по земле огненный столб, расступалось Чермное море, и земля на поле Авирона поглощала наглых людей. Сыпался огонь на Содом и Гоммору, земля покрывалась водой потопа.

Теперь мы выросли. Христос открыл нам все тайны, которые мы только смогли вместить. Мы научились летать, двигаться под водой и убивать миллионы людей.

Всякий родитель взрослых детей знает, что учить ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки. Взрослых детей учить бесполезно. С ними надо молчать, делать подарки и стараться умягчить сердца.

Так последние две тысячи лет и поступает Бог. Он ожидает, когда, мы устанем от подарков и милости, и в нас проснется совесть и сострадание.

А мы делаем вид, что до сих пор никаких даров не получали и, как малое дитя, пытаемся обратить на себя внимание придуманными болезнями и грехами. Пытаемся выставить дело спасения уделом единиц людей. Подразумеваем, что никто не спасается, кроме титанов духа, и тем самым выталкиваем Бога из своей жизни. Раз я не спасусь, так и Тебе нечего делать в моей душе. Это устроение отсекает миллионы людей от надежды.

Но Огласительное Слово Иоанна Златоуста свидетельствует о том, что у Бога на нас другие планы. В Его планы входит наша святость для всех. Мы встречаем людей почти святых, наполовину святых, немного святых и изредка святых. И видим, что Бог ценит и песчинку нашей святости.

Почему мы так любим Пасху? Потому что она – свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. Понимание вселенского значения любви объясняет слова Христа о том, что всякий грех простится, а хула на Духа Святого – нет. Потому что с хулой на Духа отвергается любовь, как мирообразующее начало. Эта хула клевещет на отношения лиц Троицы и на отношения Бога и человека. Такие нападки – как мина под здание Вселенной, созданной Богом. Это действительно очень важное и неприкасаемое основание мира.

Поэтому Христос, уходя на небо, обещал дать Святого Духа – Утешителя. И дал с печатью миропомазания. А взяли ли мы? Не отвергли ли Его, и нет ли в этом хулы?

Но слово Иоанна Златоуста необыкновенно волнует душу неспроста. Мы видим, что это правда. Мы припоминаем, что мы об этом знали, но почему-то забыли. И радость этого открытия больше любой другой радости.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: