«Пастухи
В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир.

Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить.

Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему.

Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть.

В седальне канона Предпразднства Рождества читаем:

«Не́бо мне показа́ся днесь земля́,/ на ней бо ражда́ется Творе́ц/ и в я́слех восклония́ется в Вифлее́ме Иуде́йстем./ Со А́нгелы пою́т па́стырие непреста́нно:/ в Вы́шних сла́ва, ми́р в ми́ре;/ ви́деша бо звезду́, путеше́ствующу с волхвы́,/ ско́ро же теку́ще принести́ да́ры, зла́то, смирну и лива́н,/ я́ко всех су́щему Бо́гу, и Царю́ ве́чному, и Зижди́телю вся́ческих,/ в верте́пе за милосе́рдие ро́ждшемуся».

Сегодня земля мне явилась небом, ибо на ней рождается Творец, и в яслях приклоняется в Вифлееме Иудейском. С Ангелами непрестанно поют пастухи: «Слава в вышних! Мир в мире!» — увидев звезду, идущую с волхвами, торопящимися принести дары: золото, смирну и ладан — как Единому Богу, вечному Царю и Создателю всего, по милосердию Своему родившемуся в пещере.

Вот это настроение: «Небо мне показася днесь земля», — это лейтмотив сегодняшнего дня и сегодняшнего поста. Это пост не покаяния и не печали — это пост предвкушения.

Это пост шестого дня творения до слов «Сотворим человека» (Быт.1:26). Человек постится от существования, воздерживается от жизни, предвкушает жизнь. В сочельник время движется вспять: человек воздерживается от смерти, смерти в ее простейшем проявлении — поедании живых существ — и тоже предвкушает жизнь. Наступает жизнь, в которой «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6), — о, мы даже знаем имя Этого Дитяти!

В этой новой жизни нет места вражде и боли, «младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (11:8), — конечно, сбывается угроза змию и обещание людям: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). И мы знаем, Кто Эта Жена и Кто Рожденный от Нее поражает диавола в голову, притом поражает мирно, не преломив трости надломленной, не угасив льна курящегося, говоря словами того же пророка Исаии.

Смерть еще присутствует, но уже побеждена. Потому что если человеку невозможно увидеть Бога и не умереть (Исх.33:19; — после Боговоплощения человек остается жив, потому что видит Бога в своей собственной, человеческой природе), то тем более невозможно выживание перед Его лицом для смерти, которая по определению пытается противостоять жизни. «Пытается» — потому что по отношению к жизни она вторична, и потом жизнь неизбежно сильнее, тем более что истинная Жизнь — и есть Сам Бог.

«Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море, — продолжает Исаия пророчествовать именно об этом самом дне. — И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис.11:9-10).

Язычники, волхвы с Востока, спешат за загадочной звездой, которая ведет к Младенцу Христу. Пастухи уже в поле, и сейчас, через несколько минут, запоют над их головами Ангелы… Христос рождается — славим Его!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.