Патриарх Кирилл: Не может быть возрождения Дальнего Востока без возрождения веры православной
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Игнатий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Вячеслав Иванович, губернатор Хабаровского края! Уважаемый Александр Сергеевич, министр федерального правительства Российской Федерации! Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья, сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с большим праздником, который сегодня мы все вместе совершаем под сводами величественного кафедрального собора города Хабаровска.
Дальний Восток — это, как я уже не раз говорил, совершенно особое место в России. Оно более всего отдалено от столицы, но именно здесь восходит солнце над нашей страной. Именно с Дальнего Востока начинается день, который затем идет по всем необъятным просторам нашей Родины, до самых западных ее рубежей. Это сторона света, на которую обращены все православные храмы. Уже только поэтому никто не вправе называть Дальний Восток окраиной государства, уже только поэтому восток Отечества нашего не может и не должен быть периферией.
К сожалению, это не всегда понимали власть имущие. Мы знаем, через какие трудности прошла дальневосточная земля. А если говорить о церковной жизни, то следует отметить, что ни один другой регион России не претерпел таких страшных разрушений, такого уничтожения веры, как это имело место на Дальнем Востоке. Мы до сих пор не можем в полной мере отойти от этого страшного шока, от этого разгрома. И когда слышишь критические отзывы об иных сторонах жизни на Дальнем Востоке, невольно задаешься вопросом: а не являются ли эти недостатки результатом того страшного греха, того страшного разорения веры и святынь, которые произошли на этих землях в ХХ веке?
Мы живем в то время, когда взоры Церкви особенно прикованы к Дальнему Востоку. Знаем, что и взгляд власть имущих сегодня также направлен на Дальний Восток, и решения, которые принимались президентом нашей страны в отношении Дальнего Востока, особенно в последнее время, свидетельствуют, что этому региону придается особое значение. В этом плане внимание государства и внимание Церкви совпадают. Именно поэтому и государству, и Церкви, — всем, кто вовлечен в это великое дело, — необходимо сделать всё, чтобы изменилась к лучшему жизнь людей, живущих на этих просторах, чтобы радикально изменилась к лучшему церковная жизнь.
Я вспоминаю то страшное время, когда восточнее Иркутска, за исключением Владивостока, не было ни одного действующего храма. Можно ли себе представить эти тысячи и тысячи квадратных километров, эти колоссальные территории, эти протяженные расстояния без единого храма? Будучи в 70-х годах ректором тогдашней Ленинградской духовной академии и семинарии, я однажды принимал вступительный экзамен у молодого человека, который жил в Комсомольске-на Амуре. Я спросил его, часто ли он бывает в храме, регулярно ли посещает богослужения, и он ответил так, что я не смог сразу понять его слов: «четыре раза». Я уточнил: «четыре раза в месяц, в год?» — «Нет, четыре раза за всю жизнь, потому что ближайший к нам храм — в двух тысячах километров».
Вот реальность, которая в то время здесь была. Но ведь вакуума не бывает, в том числе и в духовной жизни, и мы знаем, как энергично некие псевдорелигиозные группы пытались наводнить эти земли, заполнить появившийся вакуум. До сих пор в некоторых регионах Дальнего Востока количество православных храмов во много раз уступает числу разного рода общин, созданных в 90-е годы. Мы не выступаем против кого бы то ни было, но мы выступаем за веру нашего народа, за ту веру и ту традицию, которая сформировала нашу государственность, наше национальное самосознание, с которой абсолютное большинство нашего народа связывает свою духовную жизнь. И Дальний Восток не может быть постоянно отстающим в духовной области, потому что это отставание отразится на всем — и на чувстве патриотизма, и на экономических достижениях, и на социальной жизни. Нельзя развивать одно, не развивая другого.
Вот почему я стараюсь ежегодно посещать Дальний Восток, и должен сказать, что за последние годы здесь произошли значительные перемены. Благодарю Бога за предпринятые в свое время усилия по возведению в Хабаровске этого кафедрального храма, других церквей, за открытие семинарии, за появление многих новых епархий на дальневосточных землях, за все то, что совершается в последние годы, — открываются новые храмы, становится более интенсивной работа с детьми и молодежью. Я с радостью причащал сегодня не одну сотню детей и молодых людей, которые присутствовали в этом храме, — это свидетельствует, что и в этом городе, в этой епархии активно ведется работа с подрастающим поколением.
Но нам предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы Дальний Восток укрепился духовно и материально, стал подлинным форпостом Отечества нашего. А форпост предполагает силу, но одной только физической силой победы никогда не одерживаются. Если нет силы духа, то никакая иная сила не способна принести победу. И потому жизнь Дальнего Востока должна укрепляться верой и прирастать теми богатствами, которые пребывают в недрах этой земли и которые нужно раскрыть для того, чтобы они служили людям.
Есть еще несколько важных задач, которые стоят перед Церковью Дальнего Востока, и для того чтобы по возможности яснее их выразить, я бы хотел вспомнить о том Евангельском чтении, которое сегодня было предложено нам во время Литургии (Мф. 22:1-14). Это притча, повествование, в которой очень важная мысль представлена в виде иносказания. Господь Иисус Христос часто говорил притчами, потому что Его слушали и мудрецы, и простые люди, и эти дивные образы не только усваивались древними, но и сегодня с легкостью входят в память.
Прозвучавшая сегодня замечательная притча начинается словами «Уподобилось Царствие Божие человеку-царю», и повествует о том, как некий царь решил устроить пир в честь свадьбы своего сына и послал слуг, чтобы они пригласили всех, кто должен был присутствовать на этом пиру. Однако никто не откликнулся, — все приглашенные с презрением отнеслись к тем, кого послал царь, и на пир не пришли. Тогда царь, послав войско, истребил людей, непочтительно отнесшихся к его приглашению; затем снова призвал слуг и говорит: а теперь идите на перекрестки дорог и приглашайте всех, кто только откликнется на приглашение. И пошли слуги, и наполнилась огромная трапезная царя разными людьми. Но среди них были и те, кто не отнесся к этому приглашению с должным уважением и пришел не в особом брачном платье, а в грязной одежде, словно и не приняв приглашения царского, хоть и восседая за столами. Тогда повелел царь изгнать тех, кто не был в подобающих браку одеждах; и завершается притча словами: «Много званых, а мало избранных».
Когда Господь произнес эту притчу, слушавшие Его фарисеи вознегодовали, поняв, что Он говорит про них. Ведь они были первыми зваными, их первых, народ избранный, позвал Бог, Он дал им возможность войти в Свое Царство, но так мало кто из их числа откликнулся на этот Божий зов. Тогда Господь обратил Свой взор к язычникам, к тем, кто не был вначале зван на этот пир Божиего Царства, и стали приходить язычники и наполнили царские палаты.
Конечно, эта притча была обращена к иудеям, которые не приняли проповеди Христа Спасителя. Но почему так актуально звучит эта притча и сегодня? Почему вообще каждое слово Евангелия звучит актуально, по какому бы поводу оно ни произносилось? Мы воспринимаем эти слова как обращенные к нам, ведь и в нашей истории были званые — народ наш, принявший крещение, построивший тысячи храмов, считавший себя укорененным в православной вере. А что же получилось? А получилось, что народ не удержал этой веры, не сохранил своего государства, и мы знаем, что страшная мясорубка ХХ века перемолотила и простых верующих, и священников, и епископов. Многим казалось, что все закончено, что нет больше тех званых, просто физически не существует, — пришел новый человек, у которого нет веры в сердце, который своим образованием и культурой никак не связан с Православием; пришли люди, спокойно взиравшие на храмы, превращенные в склады или кинотеатры. Совесть никого не волновала, и так продолжалось десятилетиями…
Что же затем произошло? А затем Господь обратился к этим незваным разными путями — через голос матери или бабушки, через тихий голос священника, через прочитанную книгу, через размышление о своей жизни, о жизни Отечества своего. И царские палаты стали наполняться этими незваными, но призванными Самим Господом. И сегодня Церковь наша — это на 90% те самые призванные. Призванные силой Духа Святого, Который дышит где хочет, Который из камней может соделать детей Аврааму; и процвела языческая неплодящая церковь.
Здесь, на Дальнем Востоке, эти слова имеют особое значение. Здесь еще очень много тех, кто может и должен быть призван, но еще не почувствовал в сердце своем этот призыв. И, обращаясь ко всем вам, мои дорогие, с этого места в хабаровском кафедральном соборе, я хочу сказать, что Господь ждет вашего ответа на Его призвание, чтобы заполнились Божественные палаты, чтобы вам войти в Царствие Божие. Мы не можем забыть и про народы, которые исторически не были связаны с христианством. Они тоже «незваные», словно их на пир никто особенно не звал, но и к ним сегодня обращается слово Божие, и они способны заполнить эти палаты Божественного Царства, будучи призваны силой благодати Божией.
Чем решительнее мы откликнемся на это призвание, тем сильнее мы будем духовно, интеллектуально, материально. Не может быть возрождения Дальнего Востока без возрождения веры православной, и давайте все вместе трудиться, — и те, кто призван в Церкви служить и проповедовать, и те, кто занимает государственные посты, кто занимает те или иные позиции в общественной жизни, да и просто весь народ наш, — с тем, чтобы благодать Божия снизошла на Дальний Восток и возродился этот величественный, исполненный земных сокровищ замечательный край.
Еще раз всех вас, дорогие мои, приветствую с праздником. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси