Патриарх Кирилл: Основное духовное руководство человек должен получать в своей церковной общине
«Важно укреплять среди прихожан понимание, что именно приход — это то место, где они не только встречаются в богослужении, молитве и общении, но где, пребывая в едином Теле Христовом, они находятся в особых отношениях со священниками. Именно на приходских пастырей возложено духовное попечение о прихожанах, причем в разумных пределах, определенных многолетним приходским опытом, в том числе, московским. Это духовное попечение включает в себя исповедь, посильные рекомендации, касающиеся борьбы со страстями, ответы на вопросы о вере и нравственности. Такое попечение должен осуществлять приходской священник, и именно он, с помощью Божией, не преступая пределов советования, призван помочь мирянину в разрешении различных недоумений» , — продолжил Патриарх.
«В деликатном и смиренном со стороны приходских священников, уважительном и доверительном со стороны прихожан выстраивании духовных отношений я вижу один из ключевых аспектов правильного развития приходской жизни», — отметил Предстоятель.
Он напомнил, что на прошлом епархиальном собрании говорилось «о злоупотреблениях со стороны некоторых пастырей их душепопечительскими обязанностями, о недопустимом навязывании пасомым своего мнения по определенным вопросам частной жизни, о нездоровом вмешательстве во внутрисемейные дела».
По словам Патриарха Кирилла, источником этих проблем являются не только пастырские ошибки некоторых священников, но и неправильное понимание отдельными мирянами роли пастыря, значения исповеди и духовного советования.
«В качестве универсального средства разрешения всех внутренних и внешних проблем некоторые миряне стремятся обрести носителей “уникального” духовного опыта в лице насельников известных монастырей, порой находящихся далеко за пределами родной земли. Такие миряне пренебрегают исконным христианским принципом — основное духовное руководство человек должен получать в своей церковной общине, где знают его сильные и слабые стороны, добродетели и грехи», — заявил Патриарх.
«Традиция старчества укоренена в истории Русской Церкви — можно вспомнить Оптинских подвижников. Но старчество, за исключением особой монастырской практики отношений наставника и будущего монаха, в древности не являлось формой регулярного водительства мирян. К старцам обращались самое большее несколько раз в жизни по ключевым вопросам, определяющим судьбу человека», — пояснил Патриарх.
Предстоятель Русской Церкви выразил сожаление в связи с тем, что это понимание старчества порой подменяется поисками наставника, который якобы помогает разрешать все жизненные и духовные проблемы: «Доходит до того, что человек, испросив у, может быть, действительно опытного старца или даже нескольких старцев ряд советов по очень конкретным и иногда представленным под специфическим углом жизненным ситуациям, затем умело подтасовывает эти советы так, что они становятся универсальным средством «оправдания» его поступков».