Патриарх Кирилл подверг критике политический плюрализм
На встрече со студентами Ереванского Государственного университета Патриарх Кирилл ответил на вопрос студента о том, есть ли сегодня в России объединяющая народ сила: «Если человек автономен, то все разбивается и вся общественная система превращается в какую-то корпускулярную массу. Автономия человека от Бога — самая страшная автономия, потому что она дает греховное, ложное сознание своей безошибочности. А если подобное сознание поддерживается общественной философией и жизненными стандартами, то из сферы сознания все это может перейти в область практики. Революция 1917 года не за один год была сделана: это разделение общества, эта корпускуляция общественного сознания России формировались на протяжении 300 лет. А потом все это взорвалось революцией и гражданской войной».
Патриарх подчеркнул, что всякая революция неминуемо связана с борьбой с церковью: » Церковь призывает к единству, а революция строится на гражданском конфликте: одни против других. Переводя на прагматический язык, революция есть изменение системы элит. Под лозунгами свободы, равенства, братства, счастья, с декретами о мире и земле происходит перераспределение элит, а это возможно только в условиях разделенного общества. Поэтому одна из задач Церкви — объединять».
Патриарх подверг критике политический плюрализм: «Политический плюрализм — не церковная идея. Представляю, как меня завтра будут критиковать журналисты, но скажу прямо — это все игрушки, мода переживаемого момента. Но кто-то должен думать о единстве поверх партий. Где-то люди должны чувствовать свое единство. Когда произошел распад Советского Союза, то многие нам говорили: «Коммунизм рухнул, коммунистическая партия потеряла авторитет, вы, Церковь, должны создать христианскую партию, и все пойдут за вами. Каждый приход будет вашей первичной организацией. Вы же власть возьмете и никогда не отпустите». Я на это сказал следующее: «Дело в том, что если мы создадим «церковную партию», то что же это будет означать для тех, кто в эту партию не вступит? Это будет означать, что Церковь — политический конкурент. Человек приходит в церковь, смотрит и спрашивает себя: здесь мои политические противники или соратники?»»
» Церковь не только не может создавать свою политическую партию, но даже не может поддерживать одну партию. Она должна дистанцироваться от политического плюрализма и быть проводником фундаментальных ценностей в жизни народа. И тогда каждый пришедший в храм скажет: «Это мое место, это мой дом» — и коммунист, и демократ, и националист, и монархист, кто угодно.А в час Х, от которого никто не застрахован и который может нести в себе вызов самому существованию общества, государства и народа, это пространство и сработает в полной мере в качестве объединительной силы, как это было в истории русского и армянского народов.», — подчеркнул Патриарх