Пена
В связи с годовщиной рождения Сталина сеть предсказуемо наполнилась, с одной стороны, трогательными, полными теплого личного чувства рассуждениями о том, какой он был скромный в быту гений и отец народов, с другой — сильным негодованием на несчастных глупцов, поклоняющихся чудовищному злодею.
Сергей Худиев

Сергей Худиев

Я понимаю и разделяю это негодование. Детали можно уточнять, но документы эпохи — начиная с передовиц «Правды» — не оставляют сомнений, что покойный не был нравственным человеком. Беда в том, что когда вы несомненно, кристально правы, и это ясно как день, с этим связаны немалые духовные опасности. Несомненная правота ослабляет способность человека к рассуждению и взгляду на себя со стороны. Кажется, что, раз вы правы, вам нет нужды в сдержанности, благоразумии и милосердии. И даже в добросовестности.

Едва ли есть что-то опаснее благородного негодования — оно ослепляет и сильно подавляет разум и совесть. Даже если для негодования есть серьезные причины. Кажется, что если Вы позиционируете себя против несомненного зла, это делает Вас хорошим человеком, стоящим на правильной стороне истории. А раз Ваша хорошесть, таким образом, гарантированна, Вы можете позволить себе очень многое. Это тот же самый синдром «воина света», о котором мне уже доводилось писать. А тут он возникает особенно легко, потому что да, дьяволоподобный тиран, некоторые ему поклоняются, а вот мы нет — и дунем, и плюнем на него.

И вот уже появляется «пена на губах ангела», откровенная ненависть и презрение к людям, нежелание ни в чем разбираться и никого выслушивать, свирепая идеологическая непримиримость, парадоксальным образом воспроизводящая именно сталинские образцы близко к тексту — сюжет о борце с драконом, который сам превращается в дракона, очень реалистичен.

Вот уже (привет товарищу Вышинскому) выдвигаются обвинения в сталинизме всем, с кем разошлись во мнениях — иногда за уши притянутые, иногда просто гротескно ложные, когда оппонент относится к генералиссимусу ничуть не лучше его обвинителей, но, как в 1930-тые всех разнообразных врагов собирали под один зонтик — «троцкистов», так и теперь их надо собрать под одну категорию «сталинистов». Отсюда (еще один привет товарищу Вышинскому)  натянутые, или просто грубо ложные интерпретации чужих слов и действий — из которых должно явствовать, что он, вражина, тайный сталинист. Отсюда готовность провозглашать и поддерживать явную и легко проверяемую неправду — кто же станет упрекать воина света, который противостоит чудовищному злу, если он для пользы правого дела приврет? Да и не врет он сознательно — он так видит.

Отсюда невосприимчивость к обличениям — есть мы, воины света и воины добра, есть они — поклонники гнусного тирана, быдло, совки, вата, вертухаи, не вертухаям же учить нас нравственности. Отсюда разговоры про то, у кого предки вертухаи — это уже несколько другим товарищам привет. Праведная ненависть к Сталину оправдывает все. Или не все?

Вы можете ненавидеть действительно крайне дурного человека. Но из этого никак не следует, что вы — хороший человек. Сталинисты и нацисты сильно и искренне ненавидят друг друга. Это не делает кого-то из них хорошим.

12654841

Хорошим делает послушание Богу. И нам стоит задуматься о том, чего Бог хочет в этой ситуации. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Христиане посланы в этот мир, чтобы быть свидетелями искупительной любви Божией, явленной во Христе Иисусе — чтобы люди веровали и спасались.

Вообразим немного другую ситуацию. Вот вы — христиане, оказавшиеся на острове, населенном язычниками, охотниками за головами. Можно сказать, что дикари, молящиеся гнусному своему идолу, и приносящие ему жертвы,  прокляты и отвержены Богом, «Господь, жги!», а раз Господь не торопится жечь, мы и сами справимся. Особенно, если нам приглянулся сам остров. А можно сказать, что Христос умер именно за несчастных идолопоклонников, и христиане затем и поставлены здесь промыслом, чтобы «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». (Деян.26:18)

Исполнение этой миссии среди бедных язычников потребует великого терпения — а когда оно кончится, то и долготерпения. Нужно будет вступать с язычниками в дружеские беседы, пить с ними чай (или что они там пьют вместо чая), терпеть их дурные нравы, кротко и без раздражения в сотый раз объяснять, что нет, поклоняться одновременно Христу и привычному идолу не получится, и охоту за головами придется оставить. Следовать прямым указаниям Апостола — «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26). Хотя это очень нелегко. Эти бедные язычники они кого хочешь достанут. И съедят мозг поедом. А череп засушат.

433230

И вот у себя дома мы находимся в подобной миссионерской ситуации. Повеления Апостола, несомненно, относятся к тому, как мы должны вести себя со сталинистами. Потому что Христос умер за них. Потому что в их идольском поклонении, в больном и извращенном виде проявляется тоска по истинному поклонению.  Мы не должны осыпать их бранью и оскорблениями. Мы должны, как Апостол велит, приветливо и с кротостью возвещать им истинного Отца — Отца небесного, и истинного вождя нашего спасения — Иисуса Христа.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.