Вопрос. Мы — многодетная крепкая семья. Младшая дочь на днях пошла в первый класс. К школе долго готовились, всесторонне развивали ребенка (как и всех детей), два года посещали подготовительные курсы у замечательного педагога, старались не перегружать. И перед 1 сентября ребенок плачет: «Я не хочу в школу, хочу в садик, у меня не получится, меня будут ругать». Так она объяснила свои беспокойства.
И мы понимаем, что она отчасти права и обмануть обещаниями не получится. Дочь видит, как учатся старшие дети. Сестра успешная труженица, со средним братом хуже, он ленится и отлынивает, поэтому приходится и ругать, и наказывать. Младшая все видит и все понимает.
Проблемы не заставили себя долго ждать. Беседа с учителем состоялась уже 6 сентября. Дочь невнимательна, не слушает, что говорит учитель, поэтому не делает даже простейшие задания. Хотя она очень способная и многое уже знает и умеет. Как помочь ребенку полюбить школу?
Ответ. Мама пишет о том, что ребенок испытывал беспокойство еще до начала обучения — это вполне естественно. Многие дети волнуются перед школой. Особенно если есть старшие братья и сестры, которые уже учатся, и ребенок видит, насколько им сложно, что бывают проблемы, что родители ими бывают недовольны. Естественно, ребенок не хочет, чтобы такое случилось с ним.
Самое главное, что стоит понять — первый месяц обучения в школе, а у некоторых детей даже дольше, — это период острой адаптации, приспособления к новым условиям обучения, требованиям, режиму, коллективу, учителю. И все это связано с очень большим напряжением. Кроме того, сложно чисто физически — первокласснику надо высидеть четыре урока. До этого у него были совсем другие нагрузки.
У ребенка в этот период снижена работоспособность, ему сложнее учиться, чем ожидают взрослые. Он очень быстро утомляется, работает в более медленном темпе. И неудивительно, что быстро заканчиваются силы, снижается внимание, ученик многое не успевает. За это ни в коем случае ругать нельзя!
Когда детей ругают, они боятся наказания и недовольства. Это приводит к еще большему волнению, тревожности, что в свою очередь еще больше снижает внимание и работоспособность. Получается замкнутый круг.
Чем больше ребенок волнуется, тем хуже он будет работать и на уроке, и дома.
В вопросе звучит фраза: «Проблемы не заставили себя долго ждать». Но если бы мама не пошла к учительнице и не стала муссировать эту ситуацию, может быть, и педагог была бы менее требовательна к девочке. А здесь и мама строга (старшего — и ругает, и наказывает), учительница требовательная, ребенку деться некуда, и вполне понятно, что единственный способ, которым ученица может избежать проблем — это отказаться идти в школу.
Мама спрашивает: «Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил школу?» Во-первых, давайте не будем говорить о любви. Важно, чтобы у школьника было желание учиться. Желание и мотивацию к обучению поддерживают два фактора — интерес и успех. То, что ваша дочь делает, должно получаться. Поэтому задача взрослых — так организовать работу, чтобы у девочки получалось, чтобы она почувствовала эти достижения, важно, чтобы ценили не только результат, но и старание, а если родители будут ее ругать, то убьют мотивацию совсем.
В целом то, что описывает мама — это очень распространенная ситуация. Процесс адаптации есть не только в первом классе. Не менее сложный он в пятом классе. И очень часто родители пятиклассников жалуются, что в начальной школе все было хорошо, а теперь ребенок невнимательный, не выполняет самые простые задания, идти в школу не хочет. Но мы помним о взаимосвязи — чем больше недовольство взрослых, чем сложнее ситуация, в которой сам ребенок разобраться не может, тем меньше желания учиться. Как обычно говорят родители — «старайся!» Я учителей и родителей всегда спрашиваю: «Стараться — это что?» А никто мне этого объяснить не может. Просто сидеть, если у тебя не получается — это не значит стараться.
Поэтому помощь взрослых должна быть конструктивной. Надо понять, что не получается и как помочь в этом. Задача взрослых — не ругать ребенка, а сказать: «У нас все обязательно получится, я тебе помогу, мы сделаем это вместе». Это единственное, что помогает сохранить мотивацию.
Без положительного подкрепления дети не работают вообще.
Это не значит, что мы не обращаем внимания на ошибки и слабые места, но мы относимся к ним предельно спокойно и конструктивно — не ругаем, не стыдим, не сравниваем. Не говорим: «Вот твой брат, у него все получается, а у тебя нет». Ребенок должен иметь право сказать: «Я не понимаю». А взрослый должен быть готов помочь и знать, как это сделать. А не то, что «терпения нет, поэтому не получается».
В данной ситуации мама нашла поддержку в восприятии того, что происходит с ребенком, у учителя. Это большая беда, когда давят с двух сторон. Педагог мог сказать: «Ничего страшного, это начало года, все наладится». Но вместо этого она сама пожаловалась на ребенка, поддержала маму. И наверняка мама сказала дочери, что учительница ею недовольна. За что тогда ребенок должен любить школу? За то, что идет туда и будет опять в ситуации неудачи и недовольства взрослых?
Девочка, может быть, полюбит школу, если там будут внимательные и понимающие педагоги, если ей там будет комфортно и интересно, если появятся верные друзья, а дома не будет упреков и наказаний.
Материал впервые опубликован 14 сентября 2022 года