Бросив в тощие рюкзаки дождевики и футболки, обувшись в кеды и взяв в руки дорожные посохи, мы покидаем насиженный Лиссабон, садимся в поезд и едем к португальско-испанской границе, чтобы затем, выгрузившись из него, без устали топать по лесам и полям Галисии к городу паломников – к Сантьяго-де-Компостела.
Последние десять лет главным летним событием для нашей лиссабонской общины является паломничество «Путем апостола Иакова», CaminodeSantiago. И не только для нас, но и для многих других православных христиан, живущих в Португалии и за ее пределами, год за годом шествующих этим, самым, пожалуй, популярным пешим маршрутом Европы.
В этом году – рекордно большая группа, девятнадцать человек. Вместе сверными из Лиссабона и Портунаши друзья из Томска, Москвы, Рязани и Николаева оказались готовыми пожертвовать своим отпускным временем и пошагать вместе с нами по пыльным дорогам Галисии.
Итак, оставив уют, двинулись! За спиной остались холодильники, компьютеры, телевизоры, некормленые кошки и включенные утюги, за спиной – цивилизация. Впереди – манящий хвойным и эвкалиптовым запахом сумрачный галисийский лес, в котором до сих пор водятся волки из подвида loboiberico – маленькие, рыжие и добрые, совсем не такие, как их собратья по виду, большие, серые и злые.
Всю неделю мы спим, где придется, питаемся, чем попало. Всю неделю мы изнываем от жары и жажды. И еще – от усталости и мозолей. Ох и жуткие же эти мозоли у новичков – кровоточащие, на полступни. Такие ничем не залепишь, ни пластырем, ни подорожником. Эти мозоли – к вящей радости тех, кто все ж добредет до Сантьяго: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс 125:5).
Кто-нибудь скажет: все понятно, это обычный экотуризм, что в нем духовного?
Многие так и думают, начиная от оккультного Коэльо, написавшего про наш путь какую-то глупость, до простых ребят и девчат, а также старцев и стариц, шествующих из года в год этим путем. Кого только тут не встретишь! Утружденные работой в конторах клерки проводят здесь свой отпуск, молодожены – медовый месяц, бодрые европейские пенсионеры так и вовсе все свое время.
Но мы так не думаем. Духовная составляющая для нас, христиан – главная. Потому-то мы в паломнических приютах и на стоянках не только едим и отдыхаем, но и молимся, читаем псалмы.
Потому мы, едва достигнув апостольского града, а то и прямо в пути, совершаем Евхаристию, причащаясь и благодаря Бога за все, в том числе за то, что смогли дойти, за то, что включились в эту древнюю паломническую традицию, непрерывно существующую аж с IX века, славного века начала Реконкисты. Мы включены в традицию древней, неразделенной Церкви, мы, православные европейцы – ее продолжатели.
Апостолы не паломничали. Они просто шли туда, куда их послал Господь – до края земли (Деян 1:8). Зачем тогда паломничаем мы? Трудный вопрос. Дорога – метафора жизни. «Идти, — поется в простой итальянской песенке, — это не только переставлять ноги.
Если ты думаешь, и думаешь правильно – это значит, что ты идешь» (A.Celentano, «Cammino»). Дорога учит думать, она помогает ответить на самые простые человеческие вопросы: кто я? откуда и куда иду? Не ответив на них, нельзя быть христианином.
Комфорт опасен тем, что ввергает нас в зависимость. Мы склонны унывать, когда прекращается подача электричества в наши квартиры, когда нет горячей воды, когда сломан холодильник. Паломничество освобождает нас от этой зависимости. Лишь на неделю, но и это уже хорошо.
Паломничество Путем апостола Иакова – путь к себе. А от себя – к источнику и смыслу нашего существования, к Богу.
Читайте также:
Путевой журнал паломника: из Португалии в Святую землю
Игумен Арсений Соколов: Миссионерская поездка к кетам