Пишем план на новый учебный год. Как сдать ЕГЭ на 100 баллов и ничего не забыть
Планируем подготовку в вуз
Сейчас, как известно, результат поступления в тот или иной вуз почти полностью зависит от результатов ЕГЭ. Поэтому наша задача сводится к следующему:
- собрать информацию о том, в каких вузах ведется набор на выбранную нами специальность или направление подготовки;
- выяснить, какие общеобразовательные предметы выносятся на вступительные испытания по нашей специальности или направлению подготовки. Это необходимо, чтобы понять, какие ЕГЭ должен будет сдавать наш ребенок, и усиленно к ним готовиться.
Кроме того, ребенок имеет возможность подать заявление о приеме в пять вузов, по десяти направлениям подготовки (специальностям), ранее было не более трех. Надо пользоваться этой возможностью и собирать информацию о вузах, в которые можно будет подать документы.
Отметим, что каждый год могут быть свои особенности приема в вузы — различные сроки подачи документов и прохождения вступительных испытаний, число вузов, в которые можно поступать одновременно, и так далее. Кроме того, всегда есть нюансы, с которыми лучше ознакомиться заранее. Поэтому настоятельно рекомендуем в год поступления ребенка в вуз внимательно прочитать действующий порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, который утверждается Министерством науки и высшего образования. <…>
Разумно, когда у ребенка есть полная картина того, что ему предстоит сделать в течение года, особенно если это такой сложный и такой ответственный год. Для наглядности делаем план-график на целый год и вешаем его на видном месте. Выглядеть он может следующим образом:
- Провести «разведку по вузам», выбрать вуз и специальность (направление подготовки).
- Проанализировать, какие экзамены и какой конкурс были на мою специальность (направление подготовки) в прошлом году.
- Найти хорошие курсы по подготовке к ЕГЭ и записаться.
- Заниматься на курсах по подготовке к ЕГЭ.
- Ходить на дни открытых дверей в вузы.
- Подобрать еще 3–4 хороших вуза.
- Сдать ЕГЭ.
- Узнать минимальный проходной балл в вузы.
- Подать документы в выбранные вузы.
- Понять, куда поступил, выбрать вуз окончательно, сдать оригиналы документов в МОЙ ВУЗ!
Для того, чтобы график был более точным, можно каждый месяц разделить еще на 4 колонки, по неделям, и планировать мероприятия уже с привязкой к конкретной неделе.
Составьте вместе с ребенком его план-график мероприятий на год. Помимо подготовки в вуз включите в него плановые события в школе. Если он продолжает заниматься в каких-то секциях и там тоже планируются те или иные мероприятия, включите и их.
Если на этот период приходятся домашние события, в которых ребенок участвует, их тоже стоит включить для того, чтобы было максимально понятно, когда и чем ребенку предстоит заниматься. Это позволит увидеть ошибки планирования (например, когда одновременно нужно будет сдавать ЕГЭ, писать итоговые контрольные работы в школе, принимать участие в выставке со своей собакой и покупать выпускное платье) и устранить их.
Ничего не упускаем
Как и в любом проекте, подготовка в вуз начинается с проведения исследования. Мы должны выяснить всю информацию, касающуюся ЕГЭ и вузов. Это очень удобно сделать с помощью официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и официального информационного портала ЕГЭ. На этом же портале можно пройти пробное онлайн-тестирование.
Еще один очень хороший информационный ресурс — Российский федеральный образовательный портал. После того, как мы узнали все необходимое, находим курсы подготовки к ЕГЭ и зачисляем на них ребенка.
Дальше время от времени возникает новая информация, которую нам необходимо принимать во внимание. Так, 1 ноября вузы объявляют на информационном стенде приемной комиссии и на своих официальных сайтах ежегодные правила приема и перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждой специальности (направлению подготовки).
Обратите внимание на то, что в выбранном вузе могут быть дополнительные вступительные испытания по вашей специальности — экзамены, собеседования или тестирования.
Выяснив это, мы корректируем наш план подготовки ребенка к сдаче ЕГЭ и вносим туда подготовку к дополнительным испытаниям.
Не позднее 1 ноября вуз обязан объявить количество бюджетных и договорных (платных) мест для приема на первый курс по каждой специальности (направлению подготовки), порядок организации приема и льготы, предоставляемые победителям олимпиад.
Сразу после того, как ЕГЭ прошли по всей России, определяется минимальный проходной балл ЕГЭ. Эта информация вывешивается на сайте Рособрнадзора. Для нас это важная информация.
Однако следует помнить, что не позднее 20 июня каждый вуз должен установить свое минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний, подтверждающее их успешное прохождение. И это количество баллов может значительно превысить установленный минимальный проходной балл.
Прием документов на первый курс начинается тоже не позднее 20 июня и завершается в определенные даты. Причем если вначале мы подаем копии документов, то их оригиналы нужно предоставить строго до определенного времени, иначе при всех положительных результатах ребенка в вуз не зачислят и все усилия будут напрасны.
Как мы видим, надо внимательно следить за поступающей информацией, чтобы предпринять необходимые действия и ничего не пропустить. Поэтому на нашем плане-графике проставляем контрольные точки: пишем, что требуется сделать, и указываем дату, когда именно это необходимо. После того как выявлены контрольные точки, становится понятным, что не учтено в нашем плане, и мы можем должным образом скорректировать его. <…>
Грамотно работаем с информацией
В процессе подготовки к экзаменам ребенок перерабатывает огромный массив информации. Если информация находится в хаотичном, не систематизированном виде, ребенок может обращаться к ней многократно и так и не запомнить главное.
Гораздо эффективнее, если ребенок, изучая ту или иную тему, будет выделять ключевые моменты и фиксировать их отдельно от остального текста — формировать краткий конспект. Впоследствии, для лучшего усвоения, ему не надо будет заново перечитывать весь материал, а только повторить и закрепить то главное, на поиски которого совсем не нужно тратить времени, поскольку оно уже выделено из основного текста и хорошо видно. Рассмотрим, как это можно сделать технологически.
- Широкие поля в тетради по предмету. Обычную тетрадь, с которой работает ребенок, можно разлиновать так, чтобы оставались очень широкие поля, на треть тетради. Наиболее важные мысли, правила, формулы сразу же пишем на полях.
- В конце тетради заводим контекстные разделы по каждой теме изучаемого курса. Например, по русскому языку это может быть орфография, орфоэпия, синтаксис, морфология. Изучая какие-либо правила, выписываем это правило на нашу контекстную страницу. Туда же выписываем различные примеры применения этого правила.
- Используем мини-словарики. Они отлично работают на всех гуманитарных дисциплинах. Например, по истории на них можно записать даты, имена императоров, годы их правления и так далее.
- Обобщающие таблицы. После того, как правило изучено, всю информацию, касающуюся этого правила, можно свести в единую таблицу и впоследствии повторять материал уже по этой таблице. <…>
- Бывает, что ребенку случайно попадается интересная информация, вроде бы ни к какому конкретному его занятию не относящаяся. Например, он читает какую-то статью в интернете и встречает там любопытную статистику, или цитату, или интересный исторический факт. И в данный момент ребенку эта информация вроде бы ни к чему, но сама по себе она очень любопытна и познавательна. Как правило, ребенок эту информацию не фиксирует, и она забывается. Это и с нами, взрослыми, случается сплошь и рядом. А через некоторое время вдруг понимаем, как уместна была бы сейчас эта информация, а ее уже нет. Так и наш ребенок, когда пишет сочинение или готовит проект по обществознанию, вдруг понимает, что эта информация была бы очень кстати. Но, увы, несмотря на длительные поиски, ее так и не удается найти. Поэтому информацию такого рода необходимо записывать. Но где ее записывать, к чему ее привязать, чтобы не забыть в нужный момент?
Для таких случаев очень удобна картотека с карточками интересных мыслей и фактов. Карточка выглядит следующим образом: «краткое название темы или ключевая фраза», «записи, схемы, таблицы», «автор и источник информации», «дата создания карточки».
Карточку не обязательно разлиновывать таким образом, главное — поддерживать подобную структуру, когда мы ее создаем. Более удобно, если это тонкая картонка, чтобы она могла храниться дольше, но это может быть и обычный стикер без клеящейся поверхности. Карточки можно держать в обычной коробке или в простом целлофановом файле. Их удобно создавать и в электронном виде, используя такие сервисы, как Google Keep, Evernote или OneNote.
Фото: Высшая школа экономики